Пост 1 Пост 2.
На следующий день был такой сильный ветер, что у туч не было ни малейшего шанса. Остались только мелкие рваные облака, но они не могли скрыть солнце. Мы решили взять свой разборный мангал, рыбу и пойти за сопку на другой берег нашего полуостровочка. Далеко уходить цели не было, искали удобное место без ветра, где можно было бы посидеть. Камни на другой стороне сопки очень интересные. Есть огромные плиты, есть слоеные как торт Наполеон, есть расколотые. Много попадалось и осколков крабов и морских ежиков, чайки находчивые птицы. Мы нашли место под скалой, поставили там мангал и организовали трапезу с видом. Это был чудесный походный обед. Иногда по морю проплывали лодки, но они не часто нарушали природную идиллию. Однако настало время собираться обратно. И тут пришел олень. Не то, чтобы к нам, но показался на вершине соседней сопки. Мы наблюдали за ним в бинокль. Оленя мы не интересовали, он спокойно жевал свой ягель. Постепенно олень скрылся за сопкой, и мы продолжили свой путь. Но через некоторое время из-за другой сопки показался другой олень. Он уже был намного ближе, чем первый, и его удалось сфотографировать.
Из-за встреч с оленями мы дошли до дома уже к закату. Закат сегодня был очень красивый, да и ветер стих. Мы пошли немного поснимать напоследок. На следующий день нам предстоял длинный путь в Мурманск.
Стартовали мы очень рано. На туристических остановках, которые мы проезжали, еще спали автодома, которые не нашли или не захотели искать кемпинги. Вдоль дороги отдыхало стадо оленей, услышав нашу машину, вожак повел их прочь. Это непередаваемо: раннее, сонное, прохладное утро, мягкий рассеянный свет, тишина, ни единого движения вокруг, и только стадо оленей очень тихо и синхронно движется по тундре. Ради такого стоило выезжать раньше всех J
Дальше погода традиционно стала меняться в лучшую сторону, проглядывало солнце. На завтрак мы остановились в маленьком природном парке, своем пейзажем очень сильно напоминавшем хорватские велебитские горы. Я бы там с удовольствием походила бы, но надо было ехать.
В каком-то путеводителе я вычитала про место, которое называется Тролльхолмсунд и представляет собой каменные доломитовые останцы, которые ветер превратил в фигуры троллей. Не с первого раза, но мы его нашли. Так называемые тролли больше всего напоминали сидящих кошек ) Но в целом место интересное, отличается от окружающего пейзажа.
Дальше дорога уходила на материк и долго вилась по тундре. Вокруг ни души и просто космические суровые пейзажи.
Когда уже от красоты каменной тундры голова стала идти кругом, дорога опять (в последний раз) спустилась к морю. На берегу мы сделали последний обед на территории Норвегии, дальше уже был Киркенес, пункт перехода и Россия.
На норвежской части погранперехода все было очень дружелюбно, нам быстро поставили штампы, машину не смотрели. На российской части была очередь (!). На паспортный контроль была очередь. Атмосфера была довольно напряженная, как будто все проезжающие через этот погранпереход были лично виноваты в тяжелой жизни местных пограничников. Пограничники были суровы и только тетенька, которая проверяла паспорта, была дружелюбна. После штампов мы пошли к машине, нам разрешили разгружать ее для досмотра вместе. После того, как я достала четвертый коврик, погранцы как-то разочаровано спросили «вы что, всю дорогу в палатках ночевали?». Мы сказали, что да, поэтому у нас так много барахла. Они потеряли к нам интерес, попросили только показать, что в коробке. Надо сказать, что коробка в багажнике играла у нас всю дорогу роль холодильника. Она ехала под слоями ковриков, спальников, палатки и в ней всегда было прохладно. На обратном пути в ней осталась пара банок консервов, пустые стеклянные банки, которые мы везли в Кировск, небольшой кусок сыра (большой все равно бы не довезли) и маленький кусочек рыбы на предстоящий ужин в Мурманске. У нас не было уверенности, что рыбу провозить можно, поэтому когда нас попросили показать коробку, немного занервничали. Но пограничник, увидев наши пустые банки и эту крошечную рыбу, разочарованно вздохнул и сказал, что можем загружаться обратно.
Началась территория России. Дорога была как до Алакуртти - ни души, но постоянное ощущение, что за тобой наблюдают. Вокруг глухая тундра (если так можно сказать про тундру). Эта территория (до Мурманска) несет на себе отпечаток прошлой и настоящей милитаризованности. В Великую войну тут шли страшные бои, и следы этих боев видны чуть ли не под каждым кустом, сейчас тут военные базы. Немного жутковато. Точнее, веет каким-то холодком от контраста этой нереально красивой северной природы и принудительной ее милитаризации человеком.
Мурманск встретил нас маревом от жары и отвратительными дорогами. Мы быстро заселились в гостиницу, съели свою рыбу и легли спать.
Следующее утро началось с обзвона мурманских автосервисов, машина требовала осмотра. В одном из них, который мы посетили, сказали, что нужна запчасть, которой в Мурманске нет. Ждать, пока она появится, мы не могли, поэтому днем уехали в Кировск. Картинка разительно отличалась от норвежских пейзажей, на полдороги дымит Мончегорск.
Проезжая Апатиты, решили заехать в их сервис. Нашли в интернете. Не смогли найти на карте и попали в другой. Там мужики собирали себе пепелацы и ремонтировали кому что надо. Было очень жарко, сервис был на дороге к озерам, на которые все Апатиты кто на чем ехали купаться. Был вечер пятницы. Нам взялись заварить рычаг в заднем колесе. Мы провели там часа три. Машину, доверху забитую нашими вещами, оставить побоялись. В итоге рычаг нам заварили, до сих пор ездит.
В Кировск мы приехали уже к вечеру, ребята как раз закончили работать. Мы страшно хотели есть, поэтому сразу, как сдали машину на стоянку, пошли в кафе. А потом уже гулять. Спать легли поздно, встали потом рано, ехать в этот день надо было долго.
К вечеру доехали до Вытегры, заселились в самый пафосный отель этого (а может и не только этого) города. Отель был примечателен тем, что у него была платная смотровая башня, кожаные двери в номера и вид на задворки Волго-Балта.
На следующий день мы проезжали Вологду и даже удалось немного пробежаться по центру. Мне очень понравилось, такой старинный приятный городок, резные палисады, старые дома.
На бетонке у нас пробило колесо и пришлось спешно искать шиномонтаж среди попадавшихся в ночи деревень. Нам повезло, нашелся довольно быстро.
На этом приключения закончились и мы к ночи добрались до дома.
Вот и все путешествие J
Часть 3. Впечатления
Впечатлений, как можно догадаться, получилось много. Начиная от проживания в кемпингах (теперь, кстати, у нас есть книжка «Все кемпинги Норвегии») и заканчивая картинками, встреченными по пути. Основные картинки оказались несняты, просто невозможно было так быстро среагировать либо остановиться. Например, мы проезжали аэропорт, кажется в районе Эвенеса, по горной дороге уровнем выше его взлетки. Было пасмурно и светящаяся взлетка уходила в горизонт. Или стремительно набирающее скорость стадо оленей, бесшумно летящее по тундре. Или берег моря, сплошь уставленный маленькими турами из плоских камней.
Из-за большого количества переездов удалось увидеть очень разную природу. Северная природа России, болотисто-лесистая Финляндия, Лингенские Альпы, природа Лофотенских островов с разных сторон, очень разная природа Сеньи и природа тундры и каменной тундры, а также разительный контраст между норвежской и российской природой. Вроде и елки одни и те же, а сразу как-то понимаешь, где находишься. В России елки какие-то более суровые.
Часть 4. Затраты
Общий бюджет в расчете на одного человека, включая грин-карту на машину, закупку еды с собой и покупку наличных крон (за рубли) 62000 рублей и 71 евро.
Из них:
- Проживание 19500
- Еда 14240 рублей+19,3 евро
- Бензин 16000+27,5 евро
Остальное это платные дороги, парковки, души, немного сувениров и автосервисы.
Пост 1Все фото