Параллели.

Apr 09, 2013 10:00

Пока суть да дело, в Аргентине этим летом произошли примечательные события. Карлос Менем, бывший президент страны, находившийся у власти более десяти лет, был признан виновным в контрабанде оружия в середине девяностых. Отгрузил по тихой грусти пару пароходов бомб и гранатометов хорватам. По своей сути это чисто должностное преступление. Мировое сообщество демонстрирует, что никому не дозволена безнаказанность. А главе государства и подавно, вся его деятельность, как правило, с особым пристрастием подвергается исследованию под микроскопом.
Это событие симптоматично и в другом ракурсе. Это ещё не история, как можно подумать, глядя на неё с другого континента, пусть даже и сверхновейшая. Это сегодняшняя действительность. Менем руководил страной в девяностые, которые в Аргентине были отнюдь не нашими «лихими». Скорее наоборот. Страна вставала после нескольких темных десятилетий, экономика восстанавливалась. То, что случилось в 2002-м, это уже не «заслуга» Менема, к тому времени у руля уже три года был Фернандо де ла Руа, сумевший провалить страну в масштабный кризис.
Представим сегодня на минутку, что наш Ельцин, президентствовавший в те же годы, что и Менем, жив и сейчас официально обвиняется в каких-то должностных преступлениях. Мы же помним, что первым путинским указом был указ о гарантиях безопасности (читай - безнаказанности) для уходящего президента. Собственно, ради этой бумажки и появился Путин. Иначе не было бы его и в помине.
Конечно же, когда обвиняют ушедшего президента страны, без политики не обойтись. Человек, являвшийся для какой-то части граждан примером и может быть даже идеалом, получает реальное лишение свободы. И многое тут за кадром. Ему даже забыли «скелет в шкафу», когда в его бытность в 94-м взорвали еврейский культурный центр (Менем - сирийский иммигрант, исповедовавший мусульманство, и принявший католичество, как поговаривают злые языки, только в политических целях). В последнее время Менем сидел тише воды ниже травы, чтобы не навлечь на себя проблемы. Будучи сенатором от провинции Ла Риоха, он ни разу не проголосовал в Конгрессе против Кристининых инициатив. Но не помогло. Настигло. Благо судебная система в Аргентине обладает относительной независимостью.
Собственно, он не одинок. Сидящая Тимошенко, перманентно подсудимый путинский дружок Берлускони, француз Жак Ширак, а теперь и бразилец Лула. Примеров много. Да что далеко ходить - перепрыгнул через Анды и вот, смотрите, как в Чили Пиночета преследовали. Уж он выворачивался, паралитиком бедняжка притворялся, в Европе отсиживался...
А внимание этому событию я уделяю лишь потому, что России тоже было бы неплохо приобщиться в этом смысле к мировому сообществу. Тем более, что претензий к нынешней власти чересчур много, начиная от сокрытия правды о гибели «Курска» и заканчивая достижениями коллег по кооперативу «Озеро». В обществе уж лет десять полируют определение коррупции. Но герои нашего романа по обыкновению вовсе не коррупционеры. Это обычное ворье, которое используя свое положение ворует с размахом. А прихватывают их сегодня отнюдь не за воровство. Прихватывают только за недостаточную лояльность или в результате семейных разборок, как это приключилось с небезызвестным заместителем директора мебельного магазина, мироощущение которого, как бы высоко он ни взлетал, так и осталось в магазинной подсобке. В принципе, вот и статистика: человек в ранге министра сотоварищи имеет только доказанными факты воровства примерно на 50 миллиардов рублей. В действительности скорее всего раза в два больше, то есть примерно стошка. Сколько у нас министров? Около двадцати? Вряд ли кто думает, что наш героический мебельщик является исключением из общего правила. Тогда умножаем на двадцать, и вот вам уже цифра в пару триллионов рублей. То есть примерно это бюджет всей страны в 2002-м году. Но это только на верхушку министерств. А если принять во внимание, что правительственный аппарат это только небольшая лодочка в огромном чиновничьем море, то реальная эффективность нашей экономики становится просто пугающей.
Ну, а если власть предержащие не спешат к самоочищению, то можно им помочь в этом. Например, составлять интерактивные реестры. Чтобы каждый желающий мог оставить в них свою лепту, высказав конкретную и аргументированную претензию. Или даже факты. Смотрите - инициативу по составлению первого реестра уже взяла на себя Америка с актом Магнитского, и сразу вот какая истерия. Где-то я читал в прессе такой вывод: стоит только ограничить выезд за рубеж и блокировать активы примерно трех тысяч российских чиновников, и политика государства резко изменится, вплоть до смены руководства. А у нас ещё не составлен Реестр преступлений власти, Реестр коррупционеров, Реестр идиотских решений и законодательных инициатив госдуры, особенно последнего созыва, как актуальнейший материал для последующего пересмотра и отмены. У кого есть идеи, где бы в интернет-пространстве разместить публичные и постоянно дополняемые странички о достижениях тех, кто возомнил себя навеки великими и непогрешимыми?

политика

Previous post Next post
Up