Школьные годы чудесные. Отрывок из романа "История моих ошибок".

Apr 22, 2024 10:29

Повторяю пост 2011 года.

Начало: https://junetiger.livejournal.com/1139604.html

Это шестая глава романа, она не входит в цикл рассказов "Супершкола", но я решила раместить ее в своем журнале, чтобы показать читателям, какова, на самом деле, была жизнь советских детей. О летнем отдыхе я уже поведала в подборке "Турлагерь", о кружках, смотрах художественной самодеятельности, походах и прочем Вы сможете узнать из цикла "Супершкола". Меня возмутил прочитанный мной вчера лживый и бездарный пост, выставляющий советских детей примитивными уродами, озабоченными только тем, как бы сожрать что-то вкусненькое и страдающими от отсутствия "Кока-колы" и "жевачьки" (орфография автора сохранена). Нет, мы были совсем другими: старательно учились, посещали множество бесплатных кружков и секций, занимались спортом, музыкой, краеведением, шефствовали над стариками и младшими школьниками, собирали макулатуру и металлом - делали много полезного для своей Родины. Но и она нас радовала замечательными детскими фильмами, театральными спектаклями, фестивалями и путевками в самые престижные лагеря - такие как "Артек" и "Орленок". А сколько чудесных детских песен звучало в эфире и на различных мероприятиях, как задорно и профессионально отплясывали на сцене участники танцевальных коллективов! Были, конечно, и в наше время хулиганистые, ленивые и тупые - видимо, автор упомянутого мной поста относится к этой категории, но их было мало. А большинство советских детей росло, занимаясь делом, в первую очередь добросовестно училось - поэтому и поступали в серьезные бюджетные вузы без репетиторов - не то, что сейчас: каждый дурак-троечник с корочкой коммерческой "академии" или "университета" в кармане - только это псевдообразование ума ведь не прибавляет!
В этой главе рассказывается о периоде с 1957 по 1962 год. Цикл "Супершкола" охватывает 1962-1967 годы. В последней части романа есть глава о жизни советских людей в 80-е годы - если кому-то захочется прочитать ее - то роман есть в самом начале моего ЖЖ, в электронной библиотеке и на сайте "Crearnbook".

Глава 6. Школьные годы чудесные.
Отрывок из романа "История моих ошибок".

Первые пять лет я училась в обычной школе, в которой работал мой отец, и, честно говоря, никаких воспоминаний о ней у меня не осталось. Параллельно я занималась многими интересными вещами: рисованием, английским языком, фигурным катанием, но все это было не в школе. Я была отличницей и жила там довольно спокойно, если не считать нескольких ничтожных случаев, когда необласканная моим отцом учительница пыталась выместить свое недовольство на мне. Я, будучи наивным ребенком, никак не могла взять в толк, чего она ко мне придирается, но при очередных разборках родителей, мама обронила ключевую фразу, которая навела меня на неожиданную догадку. Наверное, мать хорошо припугнула отца, или он сам сделал правильные выводы - и меня оставили в покое. На уроках труда нас научили шить и вязать, конечно, показав самые азы, но мне это так понравилась, что всю остальную жизнь я с огромным удовольствием обшивала и обвязывала не только себя и свою семью, но даже знакомых. Находясь в декретном отпуске со вторым ребенком я пошла учиться на модельера-конструктора женской одежды, и поэтому вполне профессионально могу сшить все: от нижнего белья до зимнего пальто. А интерес к этому занятию пробудила рядовая учительница в обычной школе.
Свободного времени у меня почти не было, даже гулять не ходила, зато много читала. Родители собирали библиотеку всеми правдами и неправдами, у нас дома были, наверное, все выходившие в те годы собрания сочинений и советских, и зарубежных авторов, и еще куча разнообразных энциклопедий, справочников, отдельных книг и многолетние подписки журналов, как научно-популярных, так и литературных. Вот и читала я с утра до ночи - чтобы успеть охватить всю периодику, да еще и книжки интересные ждали своей очереди.
Моим любимым литературным героем был (и остается по сей день) Робинзон Крузо. Я тогда еще не знала, что прообразом этого персонажа послужил вполне реальный человек, Александр Сэлкирк, которому, на самом деле, пришлось провести на необитаемом острове несколько долгих лет, наполненных лишениями и непрекращающейся борьбой за выживание. Конечно, Дэфо добавил романтики и даже, я бы сказала, поэтичности при описании многотрудной и полной опасностей, но, тем не менее, рутинной жизни своего персонажа. Однако, видимо, именно это обстоятельство и затронуло так глубоко мою душу и разбудило воображение. И еще Робинзон научил меня никогда не сдаваться, не пасовать перед трудностями, а продолжать настойчиво и последовательно делать свое дело и верить: успех, обязательно, придет.
Спортом мне не пришлось заниматься долго: сначала никто не хотел принимать в свою группу девочку с такими толстенными линзами на физиономии, ведь при падении очки могли разбиться, и ребенок получил бы травму. А какому тренеру нужны неприятности? Потом надо мной сжалился очень симпатичный молодой человек, ему было всего 19 лет, но он уже был чемпионом -одиночником по фигурному катанию. Группа у нас была очень сплоченная, мы все помогали друг другу, на тренировки бежали, как на праздник: и зимой на лед, и летом на стадион или в парк. Только такие люди и должны работать с детьми, чтобы уметь окрылить своих подопечных, определить для них нужное направление и помочь им не сбиться с выбранного пути. К сожалению, наш тренер Ринат неожиданно женился и уехал в другой город. Нас отдали какой-то злобной тетке, которой и собственные-то спортсмены были не нужны, а уж нас она унижала и оскорбляла без устали с первой до последней минуты тренировки, так что скоро группа развалилась и перестала существовать.
В школе кипела общественная работа. В начальных классах мы занимались уборкой территории, весной сажали цветы на клумбах, а весь учебный год поливали многочисленные горшечные растения, стоящие на подоконниках в коридорах и холлах. Став пионерами, мы, как Тимур и его команда из повести Аркадия Гайдара, ходили помогать пенсионерам, жившим по соседству, собирали макулатуру и металлом. Причем, большинство ребят не отлынивало, а трудилось с энтузиазмом. Нас воспитывали патриотами, мы гордились своей Родиной, совсем недавно одолевшей фашизм, и стремились оказаться полезными, чтобы внести свой посильный вклад в процветание и укрепление страны. Идеологическое воспитание было поставлено на широкую ногу: в кино и литературе прославлялась советская власть и строительство социализма, и хоть семьи наши не шиковали, но мы, все равно, считали, что у нас самое счастливое детство во всем мире. Помню, с каким нетерпением я ждала приема в пионеры, как была поражена церемонией, как учащенно забилось сердце при звуке горна в начале торжественной линейки. А какой восторг охватил душу, когда мне повязывали кумачовый галстук! Мне было всего десять лет. но я так ошалела от счастья, что сочинила длиннющее стихотворение, из которого в памяти остались только последние четыре строчки:
«... Взметнулся ветром легкий лист,
Коснулся рук, плеча.
Теперь я тоже коммунист:
Я внучка Ильича!»
Огромное удовольствие мне приносило и рисование. Но моя талантливая учительница Лариса уехала в Москву, а после ее необычных творческих уроков, видимо, не испорченных канонами традиционных методик и способов преподавания, занятия в других кружках казались пресными и скучными, так что чаще я сама ходила в парк, чтобы запечатлеть любимые мною сосны, или по памяти рисовала зеленые омуты тихой речки неподалеку от города.
Лариса была старшей дочерью знакомых отца - ее мама одно время работала в той же школе, и эта семья сыграла определяющую роль в моей жизни.

Продолжение: https://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=junetige

детство, СССР, школа, роман "История моих ошибок"

Previous post Next post
Up