Я расскажу об «Этнос-театре».
Это мое самое любимое открытие в Томске. Это бывает, как всегда, идешь-идешь по городу и натыкаешься вдруг на небольшую афишу где-нибудь в углу - с тем, что ты как раз и искал. Поначитавшаяся в паровозе «Степного волка» Гессе - сразу выдаю ассоциацию - «Магический театр» и «вход не для всехнедлявсех-только для сумасшедших»… На самом деле, конечно, для всех. Но уже думается «боже-мой-как-символично», похватываешься и идешь, пока оно вдруг не исчезло…
А там совсем маленький зал…
В общем, «Этнос-театр» - это камерный кукольный театр. Особенностью его репертуара является его этническая направленность. Это театр и для самых маленьких детей и для взрослых. Там такие люди работают!!!
Я смотрела три спектакля. Первое, на что удалось попасть - это обрядовое игрище, созданное на основе дохристианских верований. Заглянули в самые славянские корни - встречали Мокошь. А Мокошь - это славянская языческая богиня, главная по плодородию, судьбе, урожаю, дождю… Самая главная в древнеязыческом женском пантеоне, в общем. Действие спектакля построено по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», говорят, первая зафиксированная русская сказка. Там было чучело Макоши, было традиционное русское пение (заклички, плачи) и множество таких обрядовых деталей, которые выбивали из социальной шкурки и погружали ТУДА. Тогда какая-то подсознательная древнерусскость из тебя пробивается и уже хочется быть с ними - участвовать в этом обряде. Актеры-куклы-зрители - практически полное равноправие. Соломенные ряженые куклы рождаются прямо на глазах у изумленной публики - оживающий пучок соломы и лоскутки становятся главными героями спектакля. Чуть не забыла: спектакль назывался «После грозы - солнце, после печали - радость»… Хорошее название.
А вот фотографии с комментариями.
Это Аленушка с князем (Иванушка в кадр не попал), а по бокам - куча их детей - что называется, в эпизодах. Финальная сцена сказки. На заднем плане, круглое - чучело Макоши. Оно тоже принимало большое участие в ходе действия.
Второй спектакль, на который я попала, так получилось, был «Из бабушкиного сундучка: Три поросенка» - чем и несказанно умилила авторов театра. Мы с ними так и подружились - на почве поросят. :) Интересный, кстати, спектакль. Смешная, оказывается, сказка. Там было все вязаное: поросята вязаные, волк вязаный - в настоящих кедах, елки вязаные и сам бабушкин сундучок, из которого все действие и происходило - тоже, конечно, вязаный. Интересно было наблюдать за реакцией детей на происходящее - отдельный спектакль. Они, кстати, сидят не на стульях, а валяются на специальном коврике с подушками перед сценой - чуть ли не кверху ногами. Комментируют действие, подсказывают поросятам, план дальнейших действий.
А этот спектакль я не видела. Но, говорят, по силе такой же, как и первый. Называется «Три золотых яблока», по мотивам армянских народных сказок. Самый большой и страшный - грозный волшебник Дэв, с другого края - старушка-перевертыщ, на фотографии она добрая, а если ее перевернуть, то зрителю покажется старушка злая - у неё характер меняется в течение спектакля. Жизнь все-таки штука непростая :) Но в конце она обратно повернется в добрую старушку. А фотографируется вместе с героями спектакля одна из его авторов, Наталья Викторовна. Очень хороший душевный человек.
После спектаклей все с удовольствием отправляются за кулисы - пить чай с актерами и создателями театра. Здесь так здорово общаются с детьми - все чувствуют себя со всеми на равных. Для некоторых уже - второй дом. Здесь можно ходить и фографировать кукол, и все, что захочешь, тебе расскажут и покажут. Закулисье, как ни странно - не теряет своей тайны - ещё больше завораживает. За кулисами все всегда гораздо интереснее, чем на сцене. Мастерская все-таки.
А это фотографии оттуда.
На первой фотографии - персонаж из английской сказки.
Потом - традиционная таджикская, по-моему, кукла.
Дальше - три куклы.
Верхняя - похоже, индийская кукла. У нее характерная одна короткая нить, прикрепленная на голове. Ноги заменяет длинная юбка. Лицо похоже на индийскую куклу, глазами особенно.
В происхождении средней я сомневаюсь. Может быть, бирманская…
Нижняя, по-моему, из Тайланда...
А в конце - две индонезийские куклы. Яванские, должно быть.
Первая - ваянг-кулит. Традиционная кукла яванского театра теней. Изготовлялась из кожи (ваянг - кукла, кулит - кожа). Куклы наделялись магическими свойствами, как и те, кто мог ими управлять. А тем уж более, куклы из театра теней, призванные показать зрителю бесплотную душу умершего. Мужчины и женщины наблюдали за ходом действия ваянга по разные стороны «занавеса». Женщины видели только резную теневую сторону куклы, тогда как мужчины находились за экраном вместе с актерами и созерцали кукол «вживую». Кстати, постановкой спектаклей в стиле Театра теней «Этнос-театр тоже занимается».
Куклы яванского театра - тростевые. Вместо ног у них тоже юбка. На следующей фотографии - «ваянг-голек», кукла, которая наделялась в гораздо меньшей степени обрядовыми, культовыми свойствами, чем её предшественница. Она принимала участие в более развлекательных действах.