«Следопыт» - проект всероссийского масштаба

Mar 16, 2019 13:22

Этот проект родился в 2013 году из акции группы няганских активистов «В единстве - сила», преследовавшей большой спектр задач, в том числе восхождение на одну из вершин Приполярного Урала. За шесть лет данная акция значительно трансформировалась. Сегодня это блог-тур «Следопыт: Удивительная Югра», направленный на развитие активного отдыха в нашем округе, раскрытие его многостороннего потенциала; сегодня его участниками являются жители различных регионов России; сегодня он входит в топ-10 инициатив югорской молодежи (из 241 представленных), определившийся в декабре прошлого года в ходе пятидневной онлайн-конференции, проводимой губернатором Югры Натальей Владимировной Комаровой.

Во время пятидневной онлайн-конференции, проводимой губернатором Югры Натальей Комаровой

В начале текущего года следопытовцы совершили очередную экспедицию в рамках данного проекта, которая длилась с 20 по 25 февраля. О том, как она проходила, ее маршруте, участниках похода, о значимости самого проекта мы попросили рассказать его руководителя Игоря Илыка (https://vk.com/ilyk_igor), который многим няганцам известен как путешественник, общественный деятель, депутат городской Думы.

Игорь Анатольевич Илык, путешественник, общественный деятель, депутат Думы города Нягани

«В девятую экспедицию, - говорит Игорь Анатольевич, - отправились 32 человека - это представители Казани, Екатеринбурга, Тюмени, Сургута, Ханты-Мансийска, Нефтеюганска, Кондинского, Березовского и Советского районов и, конечно же, Нягани, - рассказывает Игорь Анатольевич, - среди которых были известные блогеры (Нияз Аксанов https://vk.com/niaz_aksanov, Антон Инкин https://vk.com/antoninkin), группа опытных снегоходчиков-экстремалов и следопытовцы, не единожды совершавшие это путешествие.

Наш маршрут был традиционным: от Нягани до Игрима мы добрались на автомобилях. Здесь нас встретил батюшка-следопытовец - отец Евгений, который попотчевал нас и благословил на дальнейший путь. Но перед тем как его продолжить, мы совершили обзорную экскурсию по Игриму, равно как и ранее по Нягани, Ханты-Мансийску и другим муниципалитетам Югры, лежащим по пути следования, чтобы познакомить членов экспедиции с историей нашего края, его природными и материальными богатствами, а также необыкновенной душевностью югорчан.

поселок Игрим

С отцом Евгением, п. Игрим

Гостеприимство игримского священника

Следопытовец Игорь Дутов и отец Евгений, п. Игрим

Особенное положение среди этих мест занимает Саранпауль, большинство жителей которого - коми-зыряне и манси. Поблизости от этого поселка расположена коми-зырянская база отдыха «Усть-Пуйва», здесь мы и остановились на ночевку, чтобы перевести дух с дороги да и познакомиться с культурой северных народов.

Хозяевами «Усть-Пуйвы» являются коренные коми-зыряне - супруги Рокины - Андрей и Елена. Каждый из них вырос в семье оленевода, до 7-8 лет проведя в тундре, на стойбищах. Именно они нас и встречали, одетые в свои национальные костюмы. Для нас они поставили вместительный чум, приготовили традиционные блюда - похлебку из лосятины, оленину, рыбку в особом посоле, пироги с ягодами-дикоросами, строганину из рыбы и печени лося и прочие яства. Было так интересно: посреди чума - печка-буржуйка, вокруг нее - мы на оленьих шкурах; тут же поели, а затем в таком же порядке и поспали, правда, не все - кто-то ушел в гостевые домики.

Внутри чума

На следующее утро вместе с хозяевами к нам заглянул оленевод, недавно вернувшийся со стойбища. За чашкой чая они рассказали нам, почему их предки перешли через горы и обосновались именно на этой территории, познакомили с некоторыми своими традициями, обычаями, а также ответили на наши вопросы.

Семья оленеводов и Елена Рокина

Фото с коми-зырянами

Затем мы выдвинулись к нашему основному месту - базе «Неройка», где нас ждали теплые и уютные домики. Впервые до Хозяина гор мы добрались на машинах - дорога была расчищена. Конечно, старожилы-следопытовцы поворчали по данному поводу, сказав, что от этого путешествие утратило былую романтику (раньше это расстояние преодолевалось на волокуше, трясясь в которой, каждый ощущал пятой точкой всякий камушек, бревнышко, ямку).

Прибыв на базу «Неройка», мы расселились по домам. С момента первого нашего там пребывания база сильно преобразилась: если в 2013 году она состояла из старых домиков, которые в 50-60 годы были зданиями аэровокзала, где вахтовики ждали вертолета, то сегодня это новые бревенчатые домики, со всеми необходимыми для путешественников удобствами, в том числе и банькой.

Собственно, банька.

Туристическая база "Неройка".

Туристическая база "Неройка" ночью.

Пообедав, мы выдвинулись на невысокое плато - хотелось дать участникам экспедиции, впервые восходившим на горы, прочувствовать, как одеться, обуться, что взять с собой, чего не брать, и прочее, а также понять - смогут ли они покорить более высокую и, следовательно, опасную высоту.

Пробный марш-бросок.

Вечером мы с Александром Панасенко (https://vk.com/id83721749) провели инструктаж по технике безопасности, рассказали, как пользоваться кошками, ледорубами, проговорили все оргмоменты. И стали ждать утра. Несмотря на плохой прогноз погоды, следующий день - 22 февраля - оказался ясным и погожим: всего лишь минус 14. Мы, плотно позавтракав, быстро собрались и вышли на подъем. На восхождение выдвинулось 22 человека - у снегоходчиков была своя программа.

В этот раз на подъем-спуск у нас ушло 14 часов, вместо запланированных 10. Дело в том, что при восхождении не раз возникали незапланированные стоянки из-за ремонта кошек, креплений, но эти передышки, опять же, помогали уставшим ребятам собраться с силами и продолжать подъем. Случались остановки и из-за чьего-то эмоционального срыва. Я обратил внимание, что зачастую это происходит именно на высоте 1 550 метров, на месте последнего перевала. Здесь, оглядевшись по сторонам, восходители осознают, что находятся выше облаков, выше птиц, и поэтому практически у каждого закрадывается какой-то страх, сомнения в своих силах, у кого-то вдруг происходит выброс в кровь колоссального количества адреналина, что становится причиной панической атаки - люди по-разному ведут себя. Бывали случаи, когда следопытовцы просто отказывались дальше подниматься, а бывали и такие, когда они перестраивались, перебарывали в себе страх и преодолевали последние сотни метров.

И вот мы взяли эту высоту! Не все, к сожалению, смогли подняться на ее вершину - пятерым восходителям просто не хватило сил, и они повернули обратно, к базе. А мы, оказавшись на высоте 1 645 м, сфотографировались у стелы, которую шесть лет назад первые следопытовцы водрузили на Неройку, немного перевели дыхание, насладились красотой и величием панорамы (в этот раз даже открылась священная гора коренных народов Манарага - самая красивая гора Приполярного Урала), а затем приступили к спуску. Хозяин гор как будто ждал этого: буквально сразу вершину затянуло облаками, поэтому спускались в тумане. Уже затемно мы оказались на базе.

Выше птиц и облаков!

Приполярный Урал.

Покорители Неройки.

Чета Панасенко из города Нягани (ХМАО - Югра).

Стоит отметить, что на протяжении того времени, что мы были на «Неройке», с нами работали сотрудники саранпаульской библиотеки, представители народа манси: они угощали нас традиционными блюдами, рассказывали о происхождении и истории народа манси, которые отразились в его фольклоре - в мифах, преданиях, сказаниях о славных предках, в обрядах и обычаях; объясняли название гор, говорили о священных местах для манси. Они благословили нас, окуривая каждого дымком, на подъем на Неройку.

Сотрудники саранпаульской библиотеки.

Угощение по-мансийски.

Благословение восходителей.

Получился очень интересный и познавательный блог-тур. В целом следопытовцам-восходителям все понравилось: они испытали на себе трудности бытия вне цивилизации, чувство локтя в минуты опасности или каких-либо трудностей, их эта экспедиция обогатила массой эмоций, новыми знаниями. Скажу больше, многие из них уже с нетерпением ожидают следующего блог-тура, чтобы вновь покорить горные вершины Приполярного Урала.

Гора Неройка.

Остались довольными и снегоходчики. Оказавшись на Неройке, уже в первый вечер, во время общей встречи, они с большим восторгом отзывались об этом месте - их просто захлестывали эмоции от прочувствованного. Составив свой субъективный рейтинг всех мест паломничества снегоходчиков по 10-балльной шкале, они поставили Неройку на второе место, оставив лидерство за Приисковым - популярным местом отдыха, расположенным в горах Кузнецкого Алатау (Хакасия). В других местах, где они уже побывали, им нужно было от базы отдыха добираться по 30-50 км до снега-пухляка (сугроб с человеческий рост), а здесь это все в двух шагах от базы - ройся себе да копайся. И когда мы расставались, они сказали, что хотели бы еще раз приехать сюда. Скажу больше, совместно с ними мы уже запланировали провести следующую экспедицию, маршрут которой будет проходить по Оби от Сургута до Приобья. Это будет новое направление «Следопыта», и, как знать, возможно, в будущем в холодное время года часть нашего пути будет пролегать по главной водной артерии Югры».

Среди восходителей был Артур Шаихов, няганский фотограф-профессионал (https://vk.com/arturshaikhov). Многие из фотоснимков об экспедиции - взяты у него. Артур, спасибо за чудесные фотографии!

Артур Шаихов, няганский фотограф-профессионал.

#проект #инициатива #молодежьюгры #губернаторюгры #экспедиция#путешествие #снегоходчики #восхождение #горы #неройка #приполярныйурал#следопыт #илык #панасенко #аксанов #инкин #нягань #саранпауль #устьпуйва#игрим

#молодежьюгры, #илык, #саранпауль, #горы, #панасенко, #неройка, #аксанов, #экспедиция, #восхождение, #устьпуйва, #нягань, #игрим, #проект, #губернаторюгры, #путешествие, #снегоходчики, #следопыт, #инкин, #инициатива, #приполярныйурал