Добрый день, друзья!
Консультация сегодня утром - в гости приехала бабушка и ребенка не узнать (3 года) - нервничает, грубит, обострилась агрессия к младшему брату. С бабушкой мальчику нравится, она читает, играет с ним. Казалось бы, со стороны, мальчику хорошо и интересно. Но, откуда тогда столько агрессии?
И мы разговариваем с мамой о том, что ребенку , в течении дня, нужно много подтверждений тому, что мама рядом, что она видит его, ему нужна мамина реакция, мамино одобрение, мамины поглаживания. Именно мамины, бабушкино внимание не заменит маму)
Со своими детьми я практическим образом высчитывала время - сколько они готовы оставаться без меня, без "травмы" с их стороны. Чем меньше ребенок - тем меньше этот промежуток).
То, что нам-взрослым, может казаться как "остаться ненадолго", для ребенка может быть очень значительно по времени.
Британские учёные Джон Боулби, Джеймс и Джойс Робертсон, изучавшие детей, отделённых от семьи, описали три стадии, через которые проходит ребёнок, надолго оставленный без матери.
Первую определили как «протест»: огорчение, недовольный плач, поиск исчезнувшей матери, стремление её вернуть. Любопытно, что ребёнок, воссоединяясь на этой стадии с матерью, обычно на какое-то время становится просто несносным - будто в наказание матери за то, что бросила. Дав выход раздражению, ребёнок возвращается в норму. Он вновь обретает равновесие, хотя по-прежнему очень чувствителен к долгому отсутствию матери.
При более продолжительной разлуке ребёнок оказывается на стадии «отчаяния»: он очень тихий, несчастный, отрешённый и вялый. Прекращает играть. Кажется, что потерял интерес ко всему на свете. Прежде, когда отсутствовало правильное толкование ситуации, больничный персонал делал вывод, что ребёнок перестал волноваться, успокоился. Но в действительности ребёнок на этой стадии почти смирился с тем, что мать никогда не вернётся. Попав же домой, он куда дольше переживает пережитое. Вроде бы совсем лишившийся уверенности, он ещё крепче привязывается к матери. Может продолжительное время оставаться подавленным.
Прежде, чем войти в норму, обычно проходит стадию «протеста» и бывает очень трудным. Как ни странно прозвучит, но это хороший знак.
Ну а третья стадия - «отчуждение» - самая серьёзная. После «отчаяния», если мать отсутствует, ребёнок внешне оправляется. Оживляется, с виду уже не так несчастен, опять начинает играть и реагировать на окружающих. Прежде медицинский персонал и в этом случае полагал, что ребёнок вернулся в норму. Теперь мы знаем, что фактически ребёнок только поверхностно восстановил своё равновесие… уничтожив любовь к матери.
Такой ценой он может справиться со своей потерей.
Не так страшно потерять маму, если она не любима. Воссоединение матери и ребёнка, пережившего стадию «отчуждения», может оказаться горестным для всей семьи. Ребёнок кажется переменившимся, неискренним, эмоционально отдалившимся - по той причине, что его любовь к матери мертва, или, так сказать, заморожена. Из этой стадии вывести его труднее всего.
(Робин Скиннер, Джон Клииз «Семья и как в ней уцелеть»)
Источник:
https://psy-practice.com/publications/psikhicheskoe-zdorove/reaktsiya-travmatika-na-obretyennuyu-bezopasnost/ При копировании материалов, ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА © psy-practice.com
(Юлия Матвеева) Предлагаю Вашему вниманию месячный курс для родителей:
«Посмотри на меня»Все наши программы так или иначе направлены на семью.
В семье много граней, которые важны.
И одна из них - отношение родителей с детьми.
Так складывается наша действительность, что родители и дети, часто, не очень знакомы друг с другом.
Есть разные варианты.
Работающая мама видит детей на выходных и поздно вечером. И там - дом, дела, уроки, что-то еще…А, если ребенок не один…
У неработающей мамы больше шансов почувствовать своих детей, НО, куча социальных шаблонов - ребенок должен соответствовать огромному количеству требований, должен знать и уметь многое. Для этого-кружки, школы развития, репетиторы.
В результате, мамы опять не видят за результатами самого ребенка.
Что он хочет? О чем мечтает? Что у него не получается?
Очень часто и сам ребенок о многом не догадывается.
Недавно я проводила сказкотерапевтическое занятие в театральной школе.
И одной из наших игр было сказать, что тебе хочется на самом деле.
Но хотеться должно нематериального.
Посыпались стандартные ответы - учиться на пятерки, здоровья, счастья….
Дети даже не задумывались над ответами - они из них сыпались…
И все были одинаковые…
И все были не про них…
Когда же стали разговаривать с каждым конкретно, оказалось, что самая активная с виду девочка, хочет, чтобы с ней дружили.. Вот ведь как…
А еще один мальчик хочет, чтобы соседи во дворе разрешили им шумно играть в «выше ноги от земли»…
И ни слова про пятерки или здоровье , или мир во всем мире…
Все проще и сложнее…
Тот комплекс заданий, который я буду предлагать в рамках курса, предназначен для совместного проживания, обдумывания, участия.
Задания будут предлагаться один раз в неделю, чтобы можно было найти время и посвятить его ребенку. Кроме заданий, я буду предлагать и какое-то количество теоретического материала.
Ну, чтоб вы могли пробовать и что-то новое в ваших отношениях.
Если вы возьмете курс сопровождением, то:
О выполнении заданий вы будете мне рассказывать .
Рисунки - выкладывать на закрытом форуме. То, что показать нельзя - об этом будете рассказывать, делиться фотографиями.
И по этим результатам мы будем еще и разговаривать. Что получилось, что нет, почему.
Что вы увидели в ребенке, когда выполняли задние.
О том, что можно увидеть со стороны, мы будем разговаривать отдельно.
То, что вас тревожит - об этом тоже будем разговаривать отдельно…
А еще я буду выкладывать там сказки - для детей - свои.
Для взрослых-свои….
Скучно не будет никому.
Интересно - будет.
А еще очень полезно.
Полезно - немного не то слово.
Будет то, что надо
В том числе и телесно-ориентированные совместные игры.
Потому что телесных ощущений - не хватает больше всего…
И немного сенсорной интеграцией позанимаемся, чтобы добирать телесных ощущений
Если у вас есть чувство, что вам, вашему ребенку, вашим отношениям нужны новые впечатления, новые ощущения, предлагаю вам присоединиться к этому курсу.
Программа рассчитана на детей от 5 лет и старше.
Длительность программы 1 месяц. Состоит из 4 частей.
На выполнение каждой части отводится неделя.
Начать можно в любой день с 20 по 31 января 2016 г.
Пройти ее можно как самостоятельно, так и с моей помощью.
Подробнее о семинаре здесь.Отзывы по прошлому семинару:
(Катя) Я получила от работы на семинаре большое и необыкновенное удовольствие и пользу.
Спасибо большущее!!!!
Юль, правда, слов не хватает от полноты чувств и благодарности тебе за твои Дела, за то, что так искренне и смело делишься и реализовываешь то, что считаешь важным и нужным, за поддержку и вдохновение!!!
(Алена) Еще хочу поблагодарить тебя за курс Посмотри на меня. Давно хотела написать, но пока не получалось.
Мне курс очень понравился, еще буду читать материалы и доделывать те недели, что пропустила. Но он очень важный и полезный.
По-новому пересмотрела необходимость объятий и такого рода контакта, задумалась опять о принятии и привязанности.
Для меня информация не очень легкая, еще в начале пути, многое через силу, но раскрываюсь постепенно. За это тебе большое спасибо! За то, что ты развиваешь эти темы и помогаешь!
И еще мне очень нравится твой новый сайт
Такой чудесный, уютный, нежный. Желаю, чтобы твой проект развивался, был в радость и приносил удовлетворение во всех смыслах.
( Зоя) Юля и все девочки! Спасибо за этот семинар, за теплую компанию. Для меня очень важно в сотый раз понять, что не мой ребенок выбивается из лубочных представлений о послушном ласковом дитятке, а просто у каждого из нас, независимо от возраста, свой характер, что моя красавица в общем-то зеркалит меня, только более ярко, гротескно и не взирая на обстоятельства. Что меняясь сама, я меняю мир вокруг.
Спасибо за то, что разглядывая ее очень еще беззащитную и ранимую душу у меня кроме нормального материнского защитить и закрыть собой появляются мысли о том, что моей обязанностью является и сумрак показать, и научить к нему относиться как к существующей реальности, которую надо принимать, но в которой неотвратимо погано.
Спасибо за то, что компьютерным играм, несмотря на мое предложение из-за почти смертельной усталости после корпоратива и затянувшейся рабочей недели, Соня предпочла совместный разбор завалов и чтение Алисы в зазеркалье. И мне от этого было хорошо
Спасибо за сказку про феечку, которую вспоминаю, когда есть повод сорваться, подгонять, обсудить полученную четверку в четверти
Не все мы попробовали. Надеюсь, материалы курса остануться в доступности, чтобы возвращаться в эту атмосферу вновь и вновь…
Еще отзывы тут.И..еще варианты того, как можно лучше узнать своего ребенка, как можно укрепить ваши отношения:
Приглашаю вас разделить с нами лето)