Чтение с ребенком от 0 до 3 .

Jan 05, 2016 00:54


Решила записать для себя в каком возрасте какие книги мы читали Веронике. Если кому-то будет полезно, как говорится, wellcome!

Итак, несмотря на увещевания со всех сторон, что ребенку нужно читать с внутриутробного периода, я этого не делала. Начала читать (в полном смысле этого слова) я своей дочери месяцев с шести. Сначала были короткие стихи и потешки наизусть, а месяцев в 7 мы начали вместе пытаться усаживаться с книжкой на диван.

К 9 месяцам процесс чтения наладился, и основными хитами стали стихотворения Владимира Степанова "Корова Катерина", "Паровоз тук-тук" и "Волшебный пароход". Ника их хорошо слушала, и, при необходимости, под них отлично засыпала днем (вечером котировались только колыбельные). Проза на тот момент ее совершенно не интересовала, концентрации внимания хватало ровно на два предложения.

К 11 месяцам ситуация изменилась, и к имеющимся стихотворным формам мы начали подключать короткие русские народные сказки. Ребенок уже полностью мог высидеть "Колобка", "Репку", "Курочку Рябу" или "Теремок" (не все сразу конечно).

В год уже вполне удерживалось внимание на более длинных сказках - "Маше и медведе", "Трех медведях", "Лисичке со скалочкой", "Красной шапочке", "Волке и семерых козлятах" и "Петушке и бобовом зернышке"*. Помимо сказок, замечательно воспринимались стихи Алексея Крылова - "Кот Василий", "Козел Мефодий", "Как лечили петуха" (последнюю до сих пор просит прочесть наизусть перед сном), Ирины Новиковой - "Дуся ехала на дачу" , "Пес кузьма не едет в город" и Елены Лаврентьевой - "Мышка на севере".

Где-то в 1 год 2 месяца мы взялись за Корнея нашего Ивановича Чуковского. На первый план вышли "Телефон" и "Путаница", чуть позже добавились "Федорино горе", "Муха Цокотуха" и "Мойдодыр".

В 1 год и 5 месяцев в доме появились три книги из серии Мультсказки - "Песенка мышонка", "Заветная мечта", "Чьи в лесу шишки", которые полностью поглотили внимание ребенка и перечитывались миллион раз по требованию в разной последовательности. Еще вытащила из запасника "Доктора Айболита" (до этого опасалась, что ребенок будет расстраиваться из-за больных зверей) и сокращенные версии "Золушки", "Мальчика с пальчика", "Белоснежки и семи гномов" (хоть они лично меня первое время дико бесили своей урезанностью).

В 1 год 10 месяцев освоили классические варианты "Винни Пуха" и "Крокодила Гены". Гену в современном изложении убрали подальше (жуть и мрак). Надо сказать, что мультфильмы по этим двум произведениям дочь смотрела с года и года и трех месяцев соответственно.

В 2 года родственники подарили старую большую книгу стихов Сергея Михалкова ("Дядя Степа", "Мой щенок", "Трезор" и пр.) - пошла на "ура".

2 года и 3 месяца, после посещения спектакля "Почему у слоненка длинный хобот" взялись за одноименный рассказ Киплинга.

В 2,5 года Ника активно увлеклась рассказами Мальцева про Зайку Петю из папиной домашней библиотеки (я, честно говоря, впервые в жизни видела эту книгу), тогда же записались в библиотеку и взяли там "Большую книгу рассказов" Носова, из которых сначала читали что попроще, типа "Живой шляпы", "Огурцыов", "Репки", постепенно усложняя, и, естественно, комментируя непонятные для ребенка моменты. Тогда же дочь с удовольствием слушала, и сейчас продолжает, серию рассказов про Кротика Зденека Милера и Эдуарда Петишки ("Кротик в городе", "Кротик и автомобильчик", "Кротик и зонтик"...)
Сейчас Нике 2 года 10 месяцев. По-прежнему периодически читаем Крокодила Гену, Золушку, Дюймовочку, Мальчика с пальчика и Белоснежку и семь гномов, а также самые простые стихи и сказки из младенчества, хотя она их отлично рассказывает сама. Хитом последнего месяца является книга "Трям, здравствуйте", ставшая логичным продолжением одноименного мультфильма. Помимо этого, бабушка купила внучке отличную "Хрестоматию для младшей группы детского сада". Там очень удачная подборка разнообразных (простых и более сложных) сказок, рассказов и стихотворений на различные темы, в том числе и о том, как себя вести. Ника ее очень любит.

Все перечисленные книги мы читали дочери довольно долго, и почти ко всем и сейчас периодически возвращаемся. Отдали пока, и то со скрипом, только "Репку", "Колобка", "Курочку Рябу" и т.п. Остальное стоит на полке и вполне востребовано.

Вот примерно такая у нас сейчас активная библиотека. Прочее имеющееся, либо не нашло у ребенка достаточного отклика, либо было отложено до "лучших времен", либо, по тем или иным причинам, было мной отфильтровано, а о чем-то я просто забыла здесь написать.
Конечно, мы, наверняка упустили что-то по чьему-то мнению важное, но невозможно объять необъятное. В любом случае, есть к чему стремиться и куда расти.

* Если будете покупать "Петушок и бобовое зернышко", умоляю, внимательно ознакомьтесь с текстом. Оказывается есть два варианта - в одном все просьбы курочки и последующих персонажей отлично увязываются в единую логическую цепочку, ведущую к предполагаемому финалу, а вот в другом... я так до конца и не поняла какое отношение имеют запрошенные у курочки предметы к достижению результата, какой-то сплошной шантаж с целью личного обогащения.

Чтение, Развитие, Ника 0+, Ника 1-3, Ребенок, Книги

Previous post Next post
Up