Вернувшись на землю, мы запрыгнули в машину и поспешили в местечко под названием Форествиль (Forestville). Дело в том, что в этот день нам было необходимо перебраться на другой берег Св. Лаврентия, а паром из Les Escoumins ходит только 1 раз в сутки. До Форествиля доехали быстро, встали в очередь на паром. Побродили по причалу, полюбовались на пейзажи
Пока ждали прибытия парома, разговорились с соседями по очереди. Они выгружали какие-то коробки из багажника авто. Молодая пара с двумя детьми 5 и 8 лет. Вас не удивляет тот факт, что мы с ними разговорились? Меня удивляет. Потому что в Квебеке тяжело разговориться с кем-либо, если только ты не говоришь по-французски. А тут женщина сама начала разговор на свободном английском, обращаясь к нашему ребенку: "Посмотри, кто у нас в коробке..." Оказалось, что они везут в коробках трех индюшек и четырех перепелок. Ребенку даже довелось погладить испуганных перепелок, которые высовывали свои любопытные головы сквозь прорези в коробке. Я удивилась, что женщина свободно, хоть и с акцентом, говорит по-английски и поинтересовалась, кем она работает. В ответ услышала:
- А, ничего интересного. Мы с мужем фермеры, у нас свое хозяйство.
- Большое?
- Не очень. 500 овец, по мелочи коровы и козы.
Я, обалдевшая от "небольшого" хозяйства, спрашиваю:
- А помощники есть?
- Мы изредка нанимаем, а так у нас всего два помощника - две собаки. Они очень умные.
Совершенно иной мир!
Перебравшись через Св. Лаврентий на пароме, мы оказались в городе Римуски (Rimouski). Так как времени было уже прилично, перед нами стояла дилемма: что делать? :) Посетить подводную лодку или отправится в расхваленные другими туристами
Jardins de Métis (чудо-сады). Наличие девятилетнего мальчика в нашей компании склонило всех к подводной лодке.
Музейный комплекс 'Site historique maritime de la Pointe-au-Père' в Римуски состоит из подводной лодки Онондага, маяка и музея, рассказывающем о кораблекрушении большого пассажирского корабля под названием The Empress of Ireland (корабль затонул у берегов Римуски).
Сайт музея:
http://www.shmp.qc.ca/indexen.html С подводной лодкой произошла довольно занимательная история. Музей выкупил её всего за $4 + НДС! Подлодка Onondaga была списана в 2000 году и поначалу её хотел купить Музей Войны в Оттаве, чтобы сделать детскую "лазилку". Но подсчитав стоимость перевозки подлодки в Оттаву, музей отказался от этой идеи. Так подлодка и оказалась в Римуски. HMCS Onondaga (S73) была построена в 60-х в Великобритании (Chatham) и служила в Военном Флоте Атлантики до 2000 года. 8 лет она болталась в Галифаксе, и только в 2008 году подлодку перевезли в Римуски и открыли для публики.
В стоимость билета входит аудиогид, который подробно рассказывает о том, как функционировала подводная лодка и какова была жизнь подводников. На английском (или на франуцзском) про подводную лодку можно почитать на сайте музея:
http://www.shmp.qc.ca/onondaga/montez/boaten.html Отсюда запускали торпеды, а когда торпед не было, то хранили в отсеках пиво :)
Onondaga прослужила 33 года и прошла 500,000 морских миль (это больше, чем 23 раза вокруг света). Примерно половину дистанции подлодка прошла под водой. Onondaga отметилась в 53 портах в 12 разных странах.
Лодка работала на двух видах энергии: электрической и дизельной. Дизель использовался, чтобы заряжать электрический мотор, на котором подлодка шла, когда спускалась под воду. Электрический мотор работал очень тихо, такую подлодку было тяжело засечь даже продвинутыми приборами.
Аудиогид рассказывает о том, как жили люди на подлодке. Как тяжело было найти свое личное пространство - койки узкие и отделяются от общих помещений всего лишь занавесочкой. Душ принимать было крайне сложно - на каждого служащего полагалось 20 секунд душа в день. Многие просто обтирались, а свои душевые секунды отдавали механикам, у которых работа была потная и вонючая. Некоторым, все же, жилось неплохо. Радисту, к примеру:
Ещё лучше жилось капитану - в его каюте была даже свой умывальник
Аудиогид подробно рассказывал про приборы и их назначение, упоминая, что лодка служила во времена холодной войны.
Тщательно спланированный камбуз, где готовилась еда для всех. Специй использовали много, чтобы разбудить вкусовые рецепторы, притупленные окружающими запахами.
Напротив камбуза - мусорка. Мусор паковали в специальные мешки и выбрасывали, пропуская через вот такой мусоропровод.
Офицерский отсек
Onondga была вооружена 8-ю торпедами и могла перевозить до 18 дополнительных торпед
Топедный отсек был самым просторным и прохладным помещением на подлодке. Если не все Onondage везла не все 18 дополнительных торпед, то торпедные места занимали люди - приятнее было спать в просторном помещении. Также, торпедный отсек использовался как кинотеатр.
В Канаде это единственная подводная лодка, куда можно заглянуть туристу.