В Государственном Лермонтовском музее-заповеднике "Тарханы" хранится удивительное бисерное панно, составленное из отдельных квадратиков.
ИсточникСюжеты размещены в художественном беспорядке и никак не связаны между собой. Подобные композиции называются «Quodlibet» («кводлибет», то есть «что угодно» - лат.) Очевидно, такие композиции были очень распространены в XIX в., т.к. они встречаются и в живописных полотнах, и в альбомной графике, а в вышивках XIX в. эти несвязанные между собой композиции размещали в "шахматном" порядке.
Одна из первых исследовательниц русского бисера В.Дудорева писала, что шахматный узор был очень распространен в России, причем, такой узор был исстари любим в боярских рукодельных палатах. "Скатерть шахматную упоминает в одном своем письме боярыня Хованская" (В.Дудорева "Бисер в старинном рукоделии", М, 1923, стр. 31). В одном из крупнейших русских бисерных собраний, собрании А.К.Пожарского, была большая бисерная подушка с самыми разнообразными изображениями в квадратах:
Подушка. Бисер. Ныне в коллекции Усадьбы Кусково.
В коллекции Е.С.Юровой и В.С.Васильева есть аналогичная "шахматная" вышивка, как считает Елена Сергеевна, также служившая диванной подушкой:
Шахматная композиция. Вышивка мелким бисером по холсту. 1820-1830. 35х35. Илл. 100 из книги Е.С.Юровой "Эпоха бисера в России"
В "Эпохе бисера в России" Елена Сергеевна упоминает украшающий одну из комнат дворца-музея в Павловске шитый шерстью ковер с узором в виде шахматного рисунка (возможно, вот этот),:
Ковер. Вышивка шелком по канве. Россия. Середина XIX в. Павловский дворец.
а также кошелек, экспонировавшийся на выставке «Русская народная вышивка» (1985) в Музее народного искусства, на котором в художественном беспорядке были размещены: корона, птичка, сапог, труба, флажок и др. (стр. 82). Удивительную большую бисерную сумочку из собрания Кустарного Музея (ныне музей ДПИ), составленную из совершенно разнородных фигур, объединенных только общим фоном, описывает, но, к сожалению, не приводит в своей книге В.Дудорева: "На фоне этом (мелкого голубого бисера) проходят фигуры итальянского карнавала - белые Пьерро, черные маски, от которых отмахивается почтенный господин в пышном парике и кафтане Екатерининского вельможи. Среди них помещена совсем другая, другого масштаба группа: турчанка, курящая трубку и ее прислужник - арапчонок; и еще более неожиданно замыкается вся эта вереница пейзажной вставкой - на деревенской улице у колодца девушка черпает воду...Работа эта поздняя, сороковых годов" (стр. 32).
Есть среди русских вышивок и те, где шахматный узор составлен вполне осознанно. Как, например, на этой сумочке из собрания государственного Русского музея:
Сумочка. Первая треть XIX в. ГРМ.
И вот в этой вышивке-вставке в шкаф в Павловском дворце (9 муз):
Почему рукодельницы в России выбирали такие шахматные узоры для своих вышивок? В.Дудорева связывает эту традицию с древнерусской, а Е.С.Юрова считает, что "они имеют много общего и с образцами, использовавшимися на Западе для обучения вышиванию" (стр. 82), т.е. с сэмплерами.
Интересно, что и в европейских музеях встречаются подобные шахматные вышивки. Например, эта:
Вышивка. Италия. Первая четв. XIX в. Флоренция. Palazzo Davanzati.
А в Национальном музее Уэльса, Кардифф, экспонируется необыкновенная, на мой взгляд, софа с вышитой вручную обивкой:
Софа довольно большая: 239 см. длиной, 76 см. глубиной и 94 см. высотой. Обивка спинки, сидения и подлокотников вышита шерстью и шелком с использованием бисера и металлических нитей и составлена из отдельных квадратов. Удивительно, но в каждом квадрате свой узор: цветочные композиции, пейзажи, бабочки, собаки, лошади, всадники и даже гусар, как написано в книге Molly G.Proctor "Victorian Canvas Work", 1972, стр. 70 (к сожалению, фото в книге черно-белое),
Эта софа была приобретена музеем в 1998 г. в поместье Эдвинсфорд. Известно, что вышивка была выполнена хозяйкой поместья, леди Мэри Элеонор Хэмлин Уильямс, но каково же было удивление музейщиков, когда в процессе реставрации они сняли обивку:
Это обратная сторона спинки. Все цветные фото отсюда:
https://museum.wales/articles/2007-02-19/The-Edwinsford-Sofa---spectacular-embroidery-spends-a-month-in-deep-freeze/ C обратной стороны вышивки к каждому квадрату была прикреплена этикетка с указанием даты и автора вышивки!
Вот на этой этикетке написано: "Charlotte Chichester March 22nd 1845 (Шарлотта Чичестер. 22 Марта 1845 г.)"
Оказалось, что хозяйка поместья, леди Мэри Элеонор Хэмлин Уильямс, просила всех посетителей Эдвинсфорда вышивать по небольшому квадратику, из которых потом было составлено общее полотно (я насчитала 178 квадратиков на обивке спинки софы, а ведь вышиты еще и сиденье и подлокотники!). Вот такая забава для молодой хозяйки и развлечение для ее гостей :)! В 1845 г. леди Мэри Элеонор было всего 19 лет (она родилась в 1826 г. и умерла в 1872 г.) Кстати, Molly G. Proctor в упомянутой выше книге пишет, что обивка софы была не единственной вышивкой в доме Хэмлин Уильямс: берлинские вышивки украшали стулья, стульчики, занавески, каминные экраны и оконные драпировки одной из гостиных дома. Возможно, и они были частично вышиты гостями леди Мэри Элеонор, а сама гостиная была своеобразной выставкой рукоделий благородных соседок хозяйки :)?!
Согласитесь, все это очень напоминает современную "игру робин" (round robin), когда несколько вышивальщиц объединяются в группу, размечают канву и вышивают каждая свой фрагмент. Может, именно так и для таких целей (игра, забава) составлялись и вышивались "шахматные узоры" и в России?
Почитать об эдвинсфордской софе можно
тут. PS: некоторые схемы на бисерном панно из лермонтовских Тархан очень узнаваемы. Привожу те, которыми располагаю, в максимальном имеющемся разрешении: