Расскажу об одном интересном бисерном предмете из моей коллекции, который можно увидеть на
выставке «Как роза ты нежна...» в музее-усадьбе Державина в Петербурге на наб. р. Фонтанки, 118.
Это один из самых ранних предметов, представленных на выставке, поскольку изготовлен он в конце 18 в. в старинной и практически утраченной французской технике «сабле». Это не вышивка и не вязание, это очень специфическая техника работы с бисером, скорее напоминающая плетение кружева. Предметов в этой технике сохранилось не много и все они очень ценятся. Весьма вероятно, что Екатерина Яковлевна Державина (1760-1794), рукоделию которой и посвящена выставка, могла знать или видеть подобные футляры - все модные новинки Парижа довольно быстро тогда появлялись в России.
.
Очешник (несессер?). 12,5 х 7 см. Франция. Кон. XVIII в. Ткань, венецианский бисер, техника сабле.
«Сабле» переводится с фр. «песок». Называя так бисерную технику, имеют в виду мельчайший размер бисера (такой иногда называют еще «порох»). Размер бисеринки - это практически маковое зернышко. Два исследователя одновременно и независимо друг от друга выявили особенности и восстановили историю сабле: француженка Наташа Вольтерс и художник-реставратор по тканям и бисеру I категории музея-усадьбы «Архангельское» Меркулова Ирина Юрьевна. Кому интересно, почитайте подробности в
статье Меркуловой И.Ю. . Я перескажу очень кратко:
техника сабле была изобретена во Франции в конце 17 в. и, по легенде, по решению маркизы де Ментенон, второй жены Людовика XIV, преподавалась в Сен-Сирском королевском приюте для девочек из благородных семей. Эта техника была популярна в течение 18 в. среди представительниц высшей французской аристократии и использовалась для создания как плоских, так и объемных предметов (сумочек, чехлов, футляров...) Учитывая особую сложность, эта техника быстро угасла, возникнув на некоторое время как промысел в Вене или Богемии в 1820-1830-е гг., где изготавливали один вид изделий: бисерные кольца на стаканы. От себя добавлю, что, видимо, там же в конце 19 в. в этой же технике изготавливали еще и характерные чехлы на игольники, но все эти вещи не идут ни в какое сравнение с французскими предметами 17-нач. 19 вв.
В Музее изящных искусств Бостона, США (MFA) считают, что в мире осталось менее 1000 предметов в технике сабле конца 17 - начала 19 вв. (
источник. Введите в строке поиска «sablé» и полюбуйтесь их прекрасной коллекцией).
К моей радости и удовольствию в MFA обнаружился практически полный аналог моего бисерного футляра, чье назначение мне до конца не понятно. В MFA его считают очешником. Он чуть-чуть больше моего.
На желтом фоне мой (12,5 х 7 см.); на сером -
из собрания MFA (размер 14 х 7,5 см).
Как видно, эта сторона выполнена по одному и тому же рисунку, отличается лишь цветовая палитра бисера в некоторых фрагментах. Совпадает даже надпись: "Vous revoir fait mon espoir", что с фр. переводится как «надеюсь увидеть Вас снова» (дорогая
rijka, спасибо за перевод).
Вторая сторона отличается:
На желтом фоне мой; на сером -
из собрания MFA .
На моем футляре надпись по фр. «Il nous separe. Soyons constant», т.е. «Он нас разделяет. Будем постоянными» (дорогая
rijka, еще раз спасибо за перевод).
Как видим, и по размеру, и по форме, и по рисунку на одной стороне эти футляры являются полными аналогами, а, значит, их изготовили в одной мастерской (возможно, в замке Сен-Сир). Изображение корабля с пылающим сердцем и надписью «надеюсь увидеть Вас снова» говорит о том, что такой футляр мог служить подарком возлюбленному, уезжающему в дальние края.
На американском футляре на второй стороне изображена, скорее всего, крылатая фигура Фортуны или Славы с двумя трубами в руках, опирающаяся на шар (символ неустойчивости, т.е. переменчивости фортуны и непостоянства славы). Таким образом это - благопожелание (славы и удачи) и некоторое нравоучение. На моем футляре - орнаментальный картуш с призывом, который тоже не оставляет сомнений - этот предмет предназначался мужчине. В этой связи «очешник» выглядит убедительнее несессера (ведь несессерами пользовались, скорее, дамы).
Одним словом, я очень горжусь своим футляром, поскольку таких предметов действительно мало.
Добавлю еще, что И.Ю. Меркулова, чуть ли не единственная, кто владеет методикой реставрации предметов в технике сабле. Знаю точно, что некоторым современным мастерицам также удалось овладеть этой техникой - я видела несколько браслетов (т.е. плоских предметов). Объемных современных предметов сабле пока не видела.