В одной из витрин
выставки «Как роза ты нежна...» в музее-усадьбе Державина в Петербурге на наб. р. Фонтанки, 118 выставлен кожаный бювар с вышитой вставкой.
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера дает такое определение слова «бювар»: пачка листов промокательной бумаги, из франц. buvard, букв. тот, кто пьет (чернила) , от boire пить. Толковый словарь Ожегова определяет «бювар» как «настольную папку для бумаги, конвертов». Различные словари по-разному толкуют это пришедшее к нам из французского языка слово, но то, как бювары использовались в 19 в., можно узнать из художественной литературы. Бювары были принадлежностью письменного стола и в мужских и в женских кабинетах; они были настольными, дорожными и настенными. Их изготавливали из дерева, кожи, картона и украшали бронзовыми накладками, тиснением золотом по коже, разнообразными вставками (акварельными рисунками, вышивками, вставками из фарфора). Чем богаче декор и ценнее использованные материалы, тем знатнее и обеспеченнее был заказчик. Бювар был одним из наиболее частых подарков, которые друзья и родственники дарили друг другу. Дамы часто вышивали вставки с символическими сюжетами, отражавшими увлечения или род занятий адресата.
Бювар из коллекции ВМП изготовлен из кожи, украшен тиснением золотом и вышитой шелком по бумажной канве вставкой, закрытой стеклом; запирается на ключ. Его размер - 31. 4 х 26.4; 2.5 (высота); 21.3 х 16.3(крышка). Судя по использованным материалам и декору, это был дорожный бювар. В таких бюварах было удобно перевозить не только писчую и промокательную бумагу и конверты, но и инструменты для письма, сургуч, ножницы, небольшой ножик.
Рассмотрим сюжет вышитой вставки.
Иногда бывает трудно рассмотреть детали вышивки, но в данном случае нам может помочь рисунок 19 в., которым наверняка пользовалась вышивальщица (увы, я нашла картинку только такого качества). Мы видим аллегорическую композицию, составленную из улья, двух книг (раскрытой и закрытой), лаврового венка, пышного куста роз на фоне небольшого пейзажа.
Этот рисунок был когда-то продан на аукционе e-bay.
Центром всей композиции, несомненно, является улей. Это характерный неразборный улей самой простой архаичной формы, напоминающий корзину или колокол. Такие ульи изготавливали с древнейших времен из ивовых прутьев, соломы, верёвок (ульи современной формы, появились, по некоторым данным, лишь в 1851 г., хотя уже в 1814 в России был изобретен первый рамочный улей).
Интересно, что именно такой улей использован для иллюстрации к стихотворению Г.Р. Державина «Пчелка», 1796 г. (первое издание - 1797 г.), которое было положено на музыку и широко исполнялось по всей России.
Иллюстрация из «Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота, СПб, 1864.
Изображение улья часто встречается в геральдике. Его можно обнаружить среди христианских и масонских символов (символ красноречия в христианстве; братства и совместного труда у масонов). Практически во всех семантических системах улей выступает символом трудолюбия. Именно в таком качестве улей присутствует на гербе Тамбова, губернатором которого в 1786-1788 был Г.Р. Державин (вернее, Державин был правителем Тамбовского наместничества).
Использование улья в качестве геральдического символа восходит к широко известному с момента первого издания в 1705 г. сборнику
«Символы и эмблемата».
Девиз к эмблеме № 308: «Они трудятся над сим».
Девиз к эмблеме № 346: «От всех заключенно есть» (т. е. никто не может видеть, что внутри).
Поскольку никаких христианских и масонских символов на вышитой вставке в бювар (и в рисунке к нему) нет, изображение улья нужно трактовать как трудолюбие. Книга в аллегорических композициях выступает в качестве символа науки; лавровый венок - славы или поэта; розовый куст может быть частью пейзажа и выполнять исключительно декоративную роль, а может символизировать любовь. Таким образом вся аллегория должна истолковываться как «любовь к труду и наукам ведут к славе» или «любовь к труду и наукам - качества, необходимые поэту».