На
выставке «Как роза ты нежна...» в музее-усадьбе Державина в Петербурге на наб. р. Фонтанки, 118 можно увидеть миниатюрную картинку, вышитую шелком на белом атласе швом полукрест, датируемую музеем 1-й четв. XIX в. Вышивка совсем небольшая. Ее размер - всего 8.3х7 см и выставляется она музеем впервые.
Вот на этой фотографии хорошо видно, насколько она миниатюрна.
Вышивка представляет собой идиллическую картину: среди пышной зелени под высоким деревом, положив нога на ногу, сидит девушка в белом ампирном платье и остроносых туфельках, с красной шалью, наброшенной на левое плечо. Она плетет венок из роз. Корзина, полная роз, стоит у ее ног.
Память довольно быстро подсказала, что ту же героиню я уже видела на какой-то вышитой картине. Перебрав свой электронный архив, я обнаружила, что черно-белое фото вышивки с той же героиней, помещенной в более детализированный пейзаж с большим парком, виднеющимся вдали дворцом, широкой лестницей и фигурой то ли ребенка то ли амура, было размещено в статье 1906 г. живописца, графика, литератора А.В. Средина «Старинные вышивки» (журнал «Золотое руно», N 3 (март), 1906, стр. 88-92).
Как видно из подписи, эта вышивка в 1906 находилась в коллекции Исторического музея. Убедиться в том, что она и сейчас хранится в ГИМ, мне не удалось. Ее отличие от описываемого предмета из собрания ВМП заключается не только в более детализированном пейзаже, но и в том, что изображение на ней зеркально. Эту вышивку автор статьи описывает так: «Вышивка, где сидит девица под развесистыми деревьями у лестницы, за которой виден дворец, судя по костюму, не восходит ранее 20-х годов прошлого столетия». Увы, других сведений о ней в статье нет.
Аналогичная шитая картина обнаружилась в собрании музея-заповедника «Полотняный завод», Калужская обл. - усадьба Гончаровых.
Источник фото:
https://www.instagram.com/p/BoWqGv0H8tW/ Нет сомнений в том, что все три вышивки выполнены по одному и тому же готовому образцу, из которого вышивальщица миниатюры из ВМП скопировала лишь фигуру «цветочницы», получив при копировании зеркальное изображение.
В декоративных вышивках первой четверти XIX в. часто встречаются герои античных легенд и литературных произведений. На мой взгляд, сюжет «цветочницы» мог быть навеян историей, рассказанной Плинием Старшим, о Гликерии (Гликере) - девушке, искусной в плетении венков. Она соперничает со своим возлюбленным, художником Павсием из Сикиона, достигшим большого мастерства в изображении цветов. Этот миф, в пересказе Плиния Старшего, вдохновил Гёте на написание в 1797 г. стихотворения «Новый Павсий и его цветочница» и стал эпиграфом к нему.
Гравюра. Иллюстрация к стихотворению Гёте «Новый Павсий и его цветочница».
Комментируя стихотворение Гёте, исследователи отмечают, что «...творческая деятельность ... Гликеры, упорядочивающей цветочный хаос, соотносится с властью Любви»*. Этот тезис как нельзя лучше подходит к толкованию вышитой сцены, в которой реальная девушка, одетая по моде первой половины 1820-х гг., как и героиня античного мифа, упорядочивает лежащие в корзине у ее ног розы, сплетая из них венок, чем демонстрирует одновременно и власть любви над хаосом, и соперничество между искусством и природой.
Любопытно, что в том же 1797 г. Г.Р. Державин написал стихотворение «Люси»**, в котором упоминается Лель, плетущий венки из «роз и лилей». Рисунок к этому стихотворению, напечатанному в Анакреонтических песнях в 1804 г. с изображением амура, сплетающего венок из роз, объяснен так: «Эрот плетет с ребяческою невинностью вязенку (sic) из цветов, не мысля, что себе приуготовляет тем сети».
Так и наша героиня, сплетая символ любви - розовый венок, и сама неизменно попадет в эти «любовные сети».
* См. Черненко И.А. Эстетизация личного опыта в творчестве И.В.Гёте (
https://d1wqtxts1xzle7.cloudfront.net/43453435/Монография_Эстетизация_л.pdf?1457346103=&response-content-disposition=attachment%3B+filename%3D43453435.pdf&Expires=1611169436&Signature=VR2sbn46Zo93MbS3ihXq4xyox6lgCCzYL~9zXaHWxKiDZl-a6kiXtWZC83yy~FNrx8eqrEPeGyLGtQntSqUQJ7GZ2KieAr6UN5vs5YvjPNHsClwprBNJbMKUYW2CdBTgECS6x9DlvnjIYrqylUl9VPG4VdiSF3qp87EMip3TDM0ghyVlZzOEdQZzc7GQ~xk3KPpa1iDWhLQUttXcyh0hwUW9A8vkaQTMEVyCr1QgS6NTdemcpOpxNmNdBngYBqU5n~mY3AnbpdgJWFbb~E5Qm9sk9d2-afDXVAEbMQNr9~4gx5vkbhGVz921LRbJOVnqNbC68i6QqNU7YhZ51eTp-Q__&Key-Pair-Id=APKAJLOHF5GGSLRBV4ZA)
** Стихотворение посвящено Елисавете Федоровне Штернберг - воспитаннице Екатерины Алексеевны Стейнбок, урожденной Дьяковой, невестки Державина.