И еще немного текста с описанием сюжетов и прототипов вышивок к предстоящей выставке в музее Тропинина - откроется для посещения с 31.10.2020.
1. Жена итальянского разбойника
Вышивка повторяет картину французского художника и графика Жана-Виктора Шнеца (1787-1870) «Жена бриганта» (La Femme du brigand), 1822. Картина принадлежала королю Луи-Филиппу I. Настоящее местонахождение не известно.
Бригант или бриганти - мятежник, агитатор, синоним разбойника (см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). Тяжелые условия жизни итальянских крестьян в 18-19 вв., особенно в регионах Лацио и Калабрия, вынуждали их объединяться в банды и разбойничать на больших дорогах, поднимать восстания против существующего правительства. Их отчаянные предводители часто враждовали между собой. Видимо, от одной из таких банд и прячется в горах молодая итальянка с ребенком.
Известно, что моделью для этой картины послужила знаменитая итальянская натурщица Мария Грация Бони. Ее имя указано на всех гравюрах с картины. Стендаль в «Прогулках по Риму» (1829) упоминает «знаменитую Марию Грацци…, черты лица которой воспроизведены в большей части картин, написанных в Риме в наше время, и главным образом в превосходных работах Шнеца».
Картина была многократно повторена в вышивке шерстью, шелком и бисером 2-й трети - 2-й половины XIX в. Известны многочисленные аналоги в музейных и частных собраниях России и мира.
2. Сцена у источника
Вышивка выполнена по мотивам рисунка (картины?) французского жанрового художника Мартена Сильвестра Батиста (1791-1859) и является образцом необыкновенно популярных как в вышивке, так и в живописи первой пол. XIX в. итальянских сюжетов. Источники изображений:
https://www.gazette-drouot.com/en/lots/4351575https://www.invaluable.com/auction-lot/baptiste-martin-sylvestre-paris-1791-1859-1029-c-0fa72cbd4b#На мой взгляд, картина -не оригинал, а копия с оригинала М.С. Батиста
3. Крестьянские дети, кормящие собаку из ложки
Образец популярных в вышивке XIX в. жанровых сцен с изображением детей и животных. Автора живописного прототипа вышивки установить не удалось, однако, на европейских аукционах встречаются аналоги этого сюжета - копии неизвестных художников XIX в. с неустановленного оригинала.
4. Петр Великий коронует Екатерину I
Ближайший из обнаруженных прототипов вышивки - гравюра пунктиром Боссельмана по рисунку (?) французского художника исторического жанра, портретиста, рисовальщика и иллюстратора Себастьяна Леруа (17…-1832), 1820-е. Гравюра - одна из сюиты, состоящей из 4 гравюр указанных авторов, с эпизодами из жизни Петра I с надписями на фр. и исп. языках. Вся сюита описана Ровинским Д.А. Кроме того, известны те же «картинки», литографированные в России в литографии Логинова и металлографии Лазарева в 1830-х гг. (также описаны Ровинским). Русские картинки являются упрощенным вариантом французских гравюр и отличаются от них некоторыми деталями.
Существуют и живописные повторы, выполненные неизвестными художниками 2-й пол. XIX в. - см., например, картину из Егорьевского художественного музея.
Нельзя не отметить, что расположение фигур и некоторые детали вышитой картины несколько отличаются и от французской гравюры, и от русских литографий, представляющихся более упрощенными вариантами сюжета. Это заставляет предполагать о наличии неустановленного пока живописного прототипа, послужившего основой и для вышивки, и для французской гравюры. Кроме того, прослеживается явное композиционное сходство с известным полотном Ж.Л. Давида «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».