Друзья, прекрасная новость: в музее Тропинина и московских художников его времени с 31 окт. 2020 до 17 января 2021 будет работать выставка декоративной вышивки из собрания музея и из коллекции фонда А.А.Васильева. Обещают вышивки бисером, шерстью, шелком. Покажут кошельки, сумочки, декоративные панно, вышитые картины... Словом, ура! Не пропустите.
Мой небольшой вклад - атрибуция сюжетов и прототипов нескольких вышивок из коллекции музея, выполненная по просьбе А.А. Васильева.
1. Сцена гадания
Вышивка выполнена по мотивам картины немецкого художника Карла Генриха Изидора Кляйне (1811-?) «Две девушки в канун Нового года у камина» (Zwei mädchen in der Silvesternacht am Kamin), 1838 (31 декабря немцы называют Silvesternacht; о картине см., н-р, Friedrich von Boetticher Malerwerke des neunzehnten Jahrhunderts: Beitrag zur Kunstgeschichte, Dresden, 1891, s. 693.)
Картина была много раз литографирована (известны литографии Preissel, Wildt). Публиковалась в литературных журналах, воспроизводилась на предметах ДПИ (на фарфоре (чашках, блюдцах, литофаниях), шкатулках для рукоделия и пр.) и очень часто повторялась в «берлинской вышивке» 1840-1870-х гг.
На картине изображена сцена гадания «на жениха»: в серебряный таз наливали воду и запускали «кораблики» из скорлупок грецких орехов, в которые вставлялись свечки. Каждая девушка зажигала свечу в своем «кораблике». Чей «кораблик» утонет, та умрёт незамужней. Та, чья свечка сгорит раньше, прежде всех выйдет замуж, а той, у которой будет гореть дольше всех, не бывать замужем.
Старинный светильник с экраном-литофанией - тонкой фарфоровой пластиной, на которую нанесено изображение той самой картины Кляйне - вероятно, из личной коллекции писателя и публициста Эдварда Радзинского, описан в его историческом романе «Последняя из дома Романовых» и изображен на обложках романа, изданного московским издательством «Аст» в 2016. «И проступило изображение на экране: у горящего камина на фоне высокого окна сидит молодая красавица. Неотрывно глядит она в небольшой серебряный таз, стоящий у ее ног. В тазу по воде плавают крохотные кораблики с зажженными свечами. Это старинное венецианское гадание… Как я любил разглядывать ее лицо на старинном экране! Томно склонив головку с распущенными волосами, она глядит в серебряную воду. И плавают, плавают свечи на крохотных корабликах. И колеблется неверное пламя», - пишет автор. Я не могу согласиться с использованием термина «венецианское гадание». Такой способ был традиционным святочным (рождественским, новогодним) гаданием как во многих странах Европы, так и на Руси.
2. Библейский сюжет: Иаков узнает одежды Иосифа.
Вышивка повторяет популярные во 2-й пол. XIX в. литографии с картины французского живописца Шарля Антуана Куапеля (1694-1752) на библейский сюжет «Иаков узнает о смерти любимого сына Иосифа». Такие литографии часто публиковались в иллюстрированных Библиях.
Иосиф - сын патриарха Иакова от Рахили. Любимый сын отца (Быт. 37:3), он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели убить его, но передумали, продав за 20 серебренников караванщикам случайно встреченного каравана измаильтян или аравитян. Братья испачкали одежды Иосифа кровью заколотого козла и принесли их отцу, Иакову, с вестью о смерти его любимого сына от хищного зверя. Иосиф же был перепродан караванщиками в рабство в Египте.
3. Библейский сюжет: Царь Давид прощает своего сына Авессалома
Авессалом - третий сын царя Давида. За бесчестие сестры Фамари убивает единокровного брата Амнона, после чего попадает в опалу, бежит из Иерусалима и лишается права видеться с отцом. Авессалом пытается связаться с Иоавом, родственником и главным военачальником царя Давида, и получить разрешение увидеть отца. Дважды Иоав отказывается к нему придти, тогда Авессалом приказывает сжечь его ячменное поле. Иоав сразу же оказывается у его двери и соглашается выполнить его просьбу. Происходит воссоединение отца с сыном. «…И позвал царь Авессалома; он пришел к царю, поклонился ему и пал лицом своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома» (Вторая книга Царств. 14: 33). Несмотря на полученное прощение, Авессалом позже восстает против отца, идет на него войной. Его войско оказывается разбитым, а сам Авессалом бежит. Во время бегства он запутывается своими великолепными длинными волосами в ветвях дерева и погибает от стрел, выпущенных в него Иоавом.
Вышивка выполнена по мотивам гравюры Карла Людвига Шулера (1785-?) из издания Die Heiligen Schriften des Alten Testaments in Hundert Biblischen Kupfern dargestellt, Gestochen unter der Leitung von Carl Schuler, Freiburg in der Herder'schen Kunst und Buchhandlung, неоднократно переиздававшегося в XIX в. , начиная с 1820-х.
Анонс мэтра:
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Для всех любителей истории моды! С 30-го октября в музее имени Василия Тропинина откроется выставка, посвящённая истории вышивки. В экспозиции будут представлены уникальные вещи из собрания музея, а также из коллекции моего Фонда. #александрвасильев #историкмоды #модныйприговор #первыйканал #alexandrevassiliev #fashionhistorian #fashionverdict Публикация от
Александр Васильев (@alexandre_vassiliev) 8 Окт 2020 в 2:52 PDT