В предыдущем
посте мы говорили о двух обманках Н.Н.Сирнова (1938-2005), на которых изображено бисерное панно с вазоном с цветами. Бисер присутствует на многих картинах художника. Одна из них названа "натюрмортом" - это апофеоз бисера и вышивки:
- тут и три бисерных панно, на самом большом из которых изображен замок на Павлиньем острове (я знаю прототип и напишу о нем позже), сцена свидания по картине одного австрийского художника (прототип и этой вышивки мне известен; напишу и о нем позже) и маленькое панно с розами. Примечательно, что вышивка со сценой свидания, как и панно с вазоном с цветами из предыдущего поста, присутствует на фотографии, сделанной в мастерской художника. Возможно, и оно принадлежало семье художника, хотя, как я узнала от Елены Сергеевны Юровой, они иногда передавали Н.Н.Смирнову предметы из своей коллекции для работы.
- Тут и бисерный кошелек с охотником и собакой.
- И две подушечки для иголок.
- И две неоформленные в рамы вышивки.
- И щеточка для ломберного стола.
- И карандаш в бисерном чехле. Он, кстати, появится еще на 3-х обманках художника.
Натюрморт с предметами из бисера. 1978. Дерево, темпера. 90 х 60 Частная коллекция (Боливия). Здесь и далее репродукции и подписи к ним взяты из издания Николай Смирнов. Вечное возвращение / Альманах. Вып. 265. СПб: Palace Editions, 2010, с. 147. Из этого каталога можно узнать, что художник некоторое время жил в Боливии, потому несколько его работ хранятся в боливийских коллекциях (а, вернее, в одной из них - в коллекции бывшего посла Боливии в России. Об этом я узнала из интервью Леонида Шишкина - друга художника и коллекционера его работ.)
Еще одно бисерное панно в "желтой" раме, как говорит один мой знакомый коллекционер (рамы желтого цвета получаются не только из карельской березы, но и из клена и некоторых других пород дерева. Мне кажется, такие рамки больше всего подходят к старинным бисерным работам) и ваза в бисерном чехле - та же, что и на картине "Цветы" 1999 г. из предыдущего
поста.
Розы. 1987. Дерево, холст, левкас, темпера. 80 х 60. Частная коллекция (Москва)
Здесь уже упоминавшийся выше карандаш в бисерном чехле:
Силуэты. 1974. Дерево, темпера. 44 х 68. Частная коллекция (Петербург, Петергоф)
Снова тот же карандаш:
Старинные предметы. 1984. Дерево, темпера. 51 х 38. Частная коллекция (Германия)
И снова тот же карандаш на книге рядом с вазой:
Раритеты. 1990. Дерево, темпера. 80 х 60. Частная коллекция (Боливия)
Уже знакомая ваза в бисерном чехле (возможно, и она - семейная реликвия):
Цветы. 1978. Дерево, темпера. 47 х 40. Частная коллекция (Эстония)
Здесь чернильница в бисерном чехле:
Маскарад. 1983. Дерево, холст, левкас, темпера. 80 х 60. Продана на аукционе Фельдмана-Габсбурга, Нью-Йорк. 1991. Александр Якимович: "Это - картина-намек. Уголок дамских реликвий: маски, ве- ер, перчатки, распечатанное письмо, перстень, игральные карты, и во всем можно видеть воспоминания и символы судьбы."
Как видим, старинный бисер - воплощенное представление художника о времени и действующее лицо в его "театре вещей". Мне кажется, что исходя из повторяемости 4-х предметов на разных картинах, написанных в разное время, можно предполагать, что они - семейные реликвии Николая Николаевича Смирнова: речь о панно в деревянном паспарту из предыдущего поста, карандаше и вазе в бисерных чехлах, а также о вышивке с изображением сцены свидания.