Продолжу начатую тут
тему. В этом же
интервью мы слышим, что "кошельки скряги" "... носили ... мужчины". И далее: "Деньги женщины не носили. Роль кошелька выполняли мужчины." Это же странное утверждение вслед за замдиректора повторили еще несколько сотрудников ЯХМ и пр. музеев, принявших выставку. Товарищи дорогие, если бы вы говорили о мусульманском Востоке или временах Ивана Грозного, это утверждение было бы верным, но вы говорите о России и Европе 19-20 вв! Художественная литература дает множество примеров того, как дамы делали покупки. Они посещали магазины и с мужчинами и без них. Совершенно прелестное описание дано, например, в фельетоне Осипа Сенковского 1833 г.
”Моя жена». Или другой пример - В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши», 1841 г.: « Сегодня я проснулась очень рано: я почти не могла спать от мысли, что сегодня я сама пойду в магазины, сама буду выбирать себе платья, сама буду платить за них. Как это весело!..» Так пишет 11-летняя героиня рассказа Одоевского (читать тут:
https://ru.m.wikisource.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%B8%D0%B7_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8_(%D0%9E%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9))
В романе Достоевского «Бедные люди» (впервые опубликован в 1846 г.) главная героиня, 15-летняя Варенька Доброселова покупает в Гостином дворе в Петербурге полное собрание сочинений Пушкина: « К моему счастию, я нашла весьма скоро Пушкина, и в весьма красивом переплете. Я начала торговаться. Сначала запросили дороже, чем в лавках; но потом, впрочем не без труда, уходя несколько раз, я довела купца до того, что он сбавил цену и ограничил свои требования только десятью рублями серебром. Как мне весело было торговаться!.. » (ПСС М. Гос. из-во художественной литературы,1956, с. 115).
Апофеозом же, на мой взгляд, служит роман Э.Золя "Дамское счастье".
Указание на то, что дамы носили кошельки в своих сумочках можно найти и у ирландской мемуаристки Кэтрин Вильмот. В своих записках о путешествии в Европу в 1801-1803 г. (An Irish Peer on the Continent) она написала: “We have not seen Bonaparte yet, except adorning ‘Reticules’ (which are a species of little Workbag worn by the Ladies, containing snuff-boxes, Billet-doux, Purses, Handkerchiefs, Fans, Prayer-Books, Bon-bons, Visiting tickets, and all the machinery of existence)” «Мы еще не видели Бонапарта, кроме как украшающим ретикюли (они представляют собой разновидность сумочек для рукоделия, в которых дамы носят табакерки, бийе ду [футляр для любовных записок - ЮП], кошельки, носовые платки, веера, молитвенники, бонбоньерки, визитки и все необходимое для существования)».
А теперь давайте обратимся к иллюстративному материалу.
Это модная картинка из журнала La Belle Assemblée за январь 1814. Фото отсюда:
https://candicehern.com/WP/wp-content/uploads/2014/01/lba0114-001.jpg Как видим, в руках у дамы тот самый двухконцовый кошелек. Фрагмент приведенной выше гравюры:
Еще одна модная картинка из журнала Petit Courrier des Dames: Journal des Modes за декабрь 1832 г.
Картинка с сайта e-bay. Ссылка больше не активна. За поясом у дамы двухконцовый кошелек.
Тот же самый кошелек - чуть ли не главный герой картины Джеймса Коллинсона "Пустой кошелек".
Джеймс Коллинсон. Пустой кошелек. Ок. 1857. Холст, масло. 610 x 492 мм. Галерея Тейт. Великобритания. Репродукция отсюда:
https://www.tate.org.uk/art/artworks/collinson-the-empty-purse-replica-of-for-sale-n03201 Рассмотрим сам кошелек (фрагмент картины Коллинсона):
Тот самый. Вязаный с бисером. Надеюсь, достаточно для того, чтобы показать, что "кошельки скряги" использовали не только мужчины.