После задушевных полдня в Сирмионе на озере Гарда, автобан понес нашу панду в Милан. Дождь шел сплошной стеной.
В Милан въезжали уже в кромешней темноте (итальянские автобаны не подсвечиваются). Милан построен по радиально-кольцевому признаку, как и Москва, ЖПСик уверенно вел по окружной к северо-западному сегменту окраины города, где находится наш отель. Симпатичный номер Holiday Inn Express Milan San Siro приютил нас на одну ночь.
А наутро настало Пасхальное воскресенье. Нам предстояло беглое знакомство с Миланом и дальнейший путь на Лигурийское побережье. Позавтракав в компании 2-метровых голландцев, на машине проехали пару км до конечной, для нас же начальной, станции метро - дальнейший путь в центр предпочли проделать под землей. Пустой вагон в столь ранний час вез машиниста, закончившего смену, темнокожего парня, парочку туристов и трех жиночок, активно щебетавших… по-украински.
Минут через 15-20 становка метро Дуомо, подземные ступени наверх, и мы вышли прямо на одноименную площадь к самому главному храму города.
Миланский Дуомо считается вторым по величине христианским собором мира и самым крупнейшим готическим!
И он действительно поражает… Пасхальное утро выдалось серым, с низко нависшими дождевыми облаками, огромная площадь была абсолютно пуста, если не считать горстки голубей, гревшихся на вентиляционных решетках.
И над всем этим сонным городом высился Дуомо. Омоченный дождем, не белоснежно-белый, как представляют его большинство туристических фотографий в солнечную погоду, но цвета старинного пергамента, испещренный темными тенями статуй святых и мучеников.
Весь как красноречивое назидание, как само воплощение сути католической религии. Мне подумалось тогда, что в это дождливое Пасхальное воскресенье внешний Дуомо абсолютно отражает то, что скрыто в католицизме: мощь системы и силу отдельных фигур, яркую внешнюю атрибутику и темные тени прошлого.
Собор, как и многие выдающиеся памятники архитектуры Италии, строили несколько веков. Начало строительства было объявлено в 1386 году и впервые в Италии решили строить храм в готическом стиле. Для этого в Милан из провинции Лаго-Маджоре герцогом Висконти поставлялся ценный кандолийский мрамор на благотворительных основах. На грузах ставилась надпись "A.U.F." ("ad usum fabricae", что означало "для строительства"), дабы освободить товар от налогов. Отсюда пошло распространенное в Милане выражение "a ufo" - «на халяву». Через 100 лет очередной архитектор пригласил принять участие в работах Браманте и Леонардо да Винчи, и в экстерьере Дуомо появились ренессансные детали.
В 16 веке собор был торжественно открыт для проведения служб. В 18 веке был возведен 104-метровый шпиль с 4-метровой статуей Девы Марии из позолоченной бронзы,
в 19 веке завершились работы над фасадом, а работы над интерьером и входными дверями закончились уже в 20 веке, в 1965 году.
На огромнейших бронзовых дверях есть детали, затертые до блеска - очередная легенда обещает легкое счастье очередным его искателям.
Из многообразия статуй, украшающих стены собора, выделяется пара женских фигур, считающихся прообразом Статуи Свободы Америки.
Входим в собор, наши вещи просканированы службой охраны. В полумраке тонут ряды высоченных колонн. Поневоле ощущаешь себя муравьишкой, затерянным среди мира больших людей.
Потихоньку подтягиваются прихожане, появляются проснувшиеся туристы - начинается пасхальная месса. Орган, молитвы высокопоставленных священнослужителей, мысли скользят в веках, пытаясь оценить всю мощь и величие системы.
На высоте над алтарем, практически под самым куполом светится красная лазерная точка. Здесь хранится один из трех гвоздей, которыми Христос был прибит к мученическому столбу. Раз в году, 14 и 15 сентября, этот гвоздь выставляется на всеобщее обозрение прихожан. Для этого миланский епископ поднимается вверх с помощью специального устройства, изобретенного еще Леонардо (!!!).
Вот бы увидеть машину Леонардо в действии - пока в инете не нашла видео.
Вышли из Дуомо - площадь ожила и зашевелилась.
Активизировались азиатские продавцы каштановой и снеков.
В центре площади расположена статуя короля Витторио-Эмануиле II, объединителя Италии, на коне и с возлежащим львом под ним.
Памятник благородного зеленоватого оттенка и совершенно чистый - как оказалось, завсегдатаи площади-голуби облетают короля по причине легкого тока, пропущенного через металл специально для отпугивания птиц. Интересное решение, не думаю, что грин пис в восторге.
Справа от Дуомо находится Южный дворец, а сразу за ним - два Малых Дворца,
в одном из которых нам посчастливилось посмотреть приезжую экспозицию работ Гойя, а также работы авторов 19-20 столетия, посвященную военной тематике.
Портреты Гойя просто поразили своей живостью и ощущением знакомства с персонажами - настолько мастерски и «некартинно» переданы мельчайшие черты лиц. Пыталась сфотографировать хоть один - охранники «зарезали» попытки на корню. Из других работ выставки запомнились полотна Пикассо, Миро, Виктора Гюго, но тема войны сама по себе настолько сложная, что оценить талант в шокирующих мазках подчас не получается.
Слева от Дуомо - Северный Дворец с Триумфальной Аркой, которая является входом в знаменитую Галерею Витторио-Эммануиле, мекку шопоголиков и фанатов брендированной жизни.
Построен этот своеобразный пассаж в форме креста в середине 19 века и сочетал в себе металлические балки со стеклянными витражами-крышей, что было смело и необычно по тем временам. Все магазины и кафе Галереи выполнены в элегантном черно-золотом стиле,
и даже Макдональдс изменил своему корпоративному красно-желтому, чтобы вписаться в гламурные стандарты.
Герб Рима с капитолийской волчицей на входе в Галерею.
Элегантный ажурный купол покрывает самые дорогие бренды фэшн-мира
Louis Vuitton
Prada
Chanel
Все магазины на Пасху закрыты - однако, выбрали мы дату для посещения Милана! :)
Уличный мим, печальный образ Пьеро.
Мы выходим к площади перед знаменитейшим Ла Скала. Внешне театр скромен и не производит внушительного впечатления. Но для театра главное - внутренняя жизнь, его гениальные примы, премьеры, блестящие открытия и закрытия сезонов, совершенные октавы и аншлаги. Здесь Ла Скала мало найдется равных.
Памятник великому Леонардо, подарившего миру в свой миланский период «Тайную вечерю», «Даму с горностаем» и другие шедевры.
«Тайная вечеря» экспонируется в церкви Санта Мария делла Грацие, запись туда осуществляется за месяц вперед по причине ограничений числа посетителей.
Инсталляция Пасхального яйца в человеческий рост.
Мы движемся в обратный путь через Галерею Витторио-Эммануиле.
Последний взгляд на Дуомо, парящий над раскрытыми зонтами.
Впереди у нас дорога через Геную на Лигурийское побережье.
Но в Милан мы когда-нибудь вернемся - полюбоваться «Тайной вечерей» и другими неоткрытыми на сей раз тайнами.
Оригинал репортажа на
Завтраке туриста