Проверку на дорогах не прошли

Feb 08, 2017 10:49

Оригинал взят у kostushin в Проверку на дорогах не прошли


В нашей современности этот фильм сопровождает гулкое эхо отзывов. "Проверка на дорогах". Созданный в 1970, он был отвергнут цензурой. Появившись в прокате в 1985 году "Проверка" стала, наверное, последним заметным отечественным фильмом о войне.
Его ввели в число 100 лучших отечественных фильмом http://www.roskino.com/works/100films.htm, 25 лучших фильмов о войне https://svoipravila.ru/otdih/mi-rekomenduem-filmi/luchshie-filmi-o-voine-1941-1945.html
О нем говорят исключительно восторженно. Простые люди кратко, просто, не приберегая превосходных эпитетов. Профессионалы от искусства солидаризируются с массой, они развернуто и, несколько, витиевато расписывают драгоценные грани кинотворчества Германа. С подборочкой можно ознакомиться здесь. http://klub-nostalgia.ucoz.com/forum/45-307-1

Фильм "потрясающий, шикарный, тонкий, пронзительный, лучший о войне, один из лучших, не могу спокойно смотреть, потрясающий, самый правдивый о войне, завораживает...".
- "Мотив испытания на прочность человеческого в нечеловеческих условиях...";
- "герой Германа - это непременно человек, мобилизированный ситуацией, причем нередко он унижен ею и не растоптан только по факту врожденного достоинства...";
- "фильм слишком жизненный, слишком неудобный, слишком неприятный";
- "спасение Родины как рода. Спасение Дома. И домашних своих, которых - миллионы. Народ...";
- "стремление показать войну «без войны», на тех «негероических героев», которые выглядят несколько странно...";
- "передний план выходит Человек, настроенный на всеобщее Благо..";
- "подавление простоты истории сложностью Истории".

И, конечно, все это противопостовляется  "официальному" кино про войну. Ибо у Германа  "отдельный человек в своей человеческой полноте" противостоит  "военной государственной машине".

Это неуемное славословие даже в начале 90-х, когда мои взгляды были далеки от просоветских, вызывали смутное сомнение. Не рефлексируя фильм я осозновал некое несоответствие придаваемого ему значения его же содержанию. Хотя высокий уровень фильма сомнения не вызывал.

Прочитав сейчас вышеприведенные тексты в очередной раз задумался, что меня смущает? Понятно, что тема предательства на войне весьма любима известной частью нашего народа. В ней она находит самое важное для себя, очевидно. Кстати, в указанном фильме главный герой вопросов не вызывает - свое предательство он искупил кровью, пав, как говорится, смертью храбрых.

И все же, зачем наши искусствоведы плетут эти узоры-тексты из громких, красивых, надрывных фраз? На этот вопрос ответил для себя так. Они хотят накачать читателя той же энергией, что и сами охвачены. Энергией страха перед жертвенным подвигом, перед трагическими, но величественными моментами истории, когда нужно сделать неотвратимый выбор. Наши теоретики стараются затушевать наличие такого выбора.

Вот и в "Проверке" есть памятная, "ключевая сцена" (момент 1 час 02 мин), когда командир (Ролан Быков) не хочет взрывать эшелон, проходящий над баржой с пленными - Герман отлично заставляет сопереживать ситуации. И, конечно, сонм голосов хвалит героя Ролана Быкова за "жалость к людям, в жестоких, чудовищных обстоятельствах проявившим слабость к сдавшимся в плен".

Но, если вдуматься, эшелон повез технику или боеприпасы на фронт. Это приведет к гибели советских солдат или мирных жителей, к прорыву фронта, если угодно. Поэтому ценность одного воюющего солдата не равна ценности пленного с точки зрения борьбы с фашистами. Она намного больше. Настолько, что в иной ситуации пленными можно и пожертвовать. Здесь представлена именно такая ситуация. Командир же ведет себя не адекватно, он не соответствует  должности командира отряда, воюющего за освобождение своей страны от оккупантов. Кто за него будет уничтожать технику на этом эшелоне, может боженька поможет или солнечный луч, как в "Предстоянии" Михалкова?

Как мы помним, посление кадры фильма показывают героя Ролана Быкова в Берлине, который весьма доволен, что наши пушки дотянулись до столицы Рейха. Значит он вполне един с народом. Но тогда эпизод с баржей нужен Герману, чтобы задать зрителям специфический, псевдо-гуманный взгляд, на то, как нужно действовать человеку в драматических условиях. По факту, он обернется отказом от любой ответственности, от любого исторического творчества и действия вообще. Поклонники этого фильма, наверное, и усвоили этот посыл режиссера.

КИНО, Культура

Previous post Next post
Up