На протяжении многих своих работ Сергей Кургинян развивал тезис о наличии внутри мировых религий так называемого хилиастического ответвления и ответвления гностического, которые в рамках религиозных институтов находятся в антогонистическом противоречии.
Также, весьма условно можно в рамках христианской традиции выделить церковь собственников и церковь неимущих, пролетариев. Перерождение любой церкви начинается именно в тот момент, когда следование религиозной доктрине превращается в пустой формализм, а реальным богом становится золотой телец. Без понимания метафизики золотого тельца не может быть и адекватного понимания тайны перерождения, эрозии системных целей. Поскольку собственность, согласно Марксу является опредмеченной узурпацией умственного, физического и самое главное, духовного труда человека в конкретном материальном объекте, то золото, как универсальный эквивалент стоимости является как бы универсальным носителем чистой информации о всех ипостасях затраченного труда. Информация о мертвом труде не может выйти из сингулярности золотого тельца, подобно лучам света, которые не могут покинуть горизонт событий черной дыры. В рамках такого подхода можно найти объяснение мощной притягательности для человека денег и золота в частности. Поклонение мертвому приводит к тому, что форма, в данном случае, религиозного института объявляет войну своему содержанию. Начинается продажа индульгенций, как акт материализии невещественного, проблематизируя тем самым понятие греха и спасения. Протестанты, чувствуя как это мертвый дух берет их за горло, пошли по пути окончательного разделения материального мира и мира трансцендентного, духовного. Дабы эрозия материальности не проникла слишком глубоко. Не ставя предельных метафизических целей, предпочитая спасаться в миру посредством взятия контроля над процессами производственного оборота как особой формы обретения спасения, они неминуемо попали в ловушку вечного возвращения, поскольку каждый новый цикл приводил только к нарастанию отчуждения.
Томас Мюнцер пошел по другому пути, провозглашая всеобщее спасение через обретение царства Божьего на земле, в котором людям вернется отчужденная в процессе труда человеческая сущность. Я здесь, конечно, утрирую реальный смысл высказываний Томаса Мюнцера в духе учения Маркса, однако именно эти предельные мечтания германского священника-революционера так привлекали классиков марксизма. Это война против отчужденного, мертвого труда, который соединяется с мертвым духом.
Однако, ахиллесовой пятой всех плейбейских революционных движений были фундаментальные эффекты порожденные самим отчуждением, против которого они боролись. Итогом всех революционных бурь оказывался приход новых господ на новом витке исторического развития, которые рано или поздно начинали сооружать своего «золотого тельца» по описанной выше метафизической модели. Советский проект не смог в полной мере преодолеть фундаментальною коллизию отчуждения от родовой сущности. Было бы это хоть отчасти реализовано, СССР бы не рухнул.
Сейчас единственный шанс на спасение для исторической России заключается в формировании нового мейнстрима связанного реальным снятием отчуждения хотя бы внутри малых групп, которые могли бы, со временим окрепнув побуждать к самотрансформации все более широкие свои российского общества. Я с огромной надеждой смотрю на Александровское поселение, как на единственное место в России, а может быть и в мире, где реально может произойти преодоление этой главной родовой травмы человечества, которая в перспективе обрекает его на окончательное небытие в объятьях золотого тельца.