Марксизм формировался как прообраз мировоззрения для интерпретации социального мира, а также как "оружие критики", интеллектуальное оружие для борьбы с капитализмом. При этом, на повестке дня марксистской теории всегда стоял вопрос о формировании ядра учения таким образом чтобы мобилизовать существующие в конкретной исторической ситуации угнетенные классы и группы. Марксизм и по сей день опирается на следующие основополагающие принципы:
1. Марксистская гносеология придерживается, мнения согласно которому постижение социального мира возможно только при состоятельности постигающего субъекта этот мир менять.
2. Субъектом, способным осуществлять одновременно процесс постижения и изменения социального мира является партия нового типа;
3. Партией нового типа является субъект способный творить историю мобилизационно воздействуя на сознание и способы деятельности того социального класса, который обеспечит переход человечества в новую эпоху
4. В отсутствии партии нового типа, класс сам по себе не может выполнить свое исторического предназначение оставаясь "классом в себе". Этот принцип был впервые озвучен К. Марксом. однако настоящее воплощение получил в практике политического строительства осуществленной В.И. Лениным и большевиками. Это принцип озвучивает В.И. Ленин цитируя Каутского: «Социализм и классовая борьба возникают рядом одно с другим, а не одно из другого, возникают при разных предпосылках. <...> Носителем же науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция... Таким образом, социалистическое сознание есть нечто извне внесенное в классовую борьбу пролетариата, а не нечто стихийно из нее возникшее».
[1]Единственным что отличает классический марксизм от неомарксизма является определение класса призванного осуществлять социальные преобразования.
В социологических концептах Э. Тоффлера и Д. Бэлла эстафету у пролетариата перехватывает так называемый когнитариат. Американский социолог Д. Бернхайм выдвигает термин класс менеджеров. неомарксистская Франкфуртская школа видит аналог бунтующего пролетариата в молодежных контркультурных группах.
Укоренившаяся в Китае маосистская традиция воспринимает аналогом пролетариата широкие традиционалистски настроенные массы так называемой «мировой деревни».
[1] Ленин В.И. Полное собрание сочинений том 6 / - М.: Издательство политической литературы, 1962, с.38