Кения - цена вопроса

Sep 27, 2024 10:00

Кения - одна из самых богатых и популярных у туристов стран в Африке.



Виза
В начале 2024 года президент Кении громко заявил, что отменяет визы в Кению для граждан всех стран мира. Что произошло по факту: раньше большинству (в.т.ч. гражданам европейских стран) надо было получать электронную визу за $50, но граждане нескольких десятков стран (в основном из Африки, Азии, Латинской Америки - у кого был безвиз на взаимной основе) могли въехать без визы. Теперь всем надо получать электронную визу (кроме шести соседних с Кенией стран), правда цена снизилась до $30. По прилету/на границе визу получить НЕЛЬЗЯ, в отличие от Танзании или Уганды. При этом на электронную визу надо предоставлять документы - авиабилеты и бронь отеля, то есть подать на нее занимает не две минуты, как в Эфиопию, а чуть подольше.
Я заезжал по East Africa Tourist visa (которую описывал в обзоре на Руанду и Уганду), так что электронную визу не оформлял.

База
Розетки британского типа.
$1 = 130 кенийских шиллингов. Банкоматами я не пользовался, менял только наличные.
Есть купюры 1000, 500, 200, 100, 50 шиллингов, и монеты 5, 10, 20 и 40 (в честь 40 лет независимости).


В Кении популярна система переводов M-Pesa. Это переводы без банковского счета, по номеру телефона. Она действует на основе оператора Safaricom, так как у меня была симка другого оператора, я зарегаться в M-Pesa не мог.

Транспорт
В Кении есть поезда: линия соединяет Найроби и Момбасу (два главных города). Железную дорогу построили недавно, и явно это делали китайцы - даже дизайн билетов на поезд и UI программы, в которой кассиры оформляют билеты, один в один как в Китае. Билет из Найроби в Момбасу стоит 1500 шиллингов ($12), за 5-6 часов пути (скорость не китайская, в среднем 150 км/ч, что впрочем тоже неплохо). Билет можно купить онлайн, но оплата только через систему M-Pesa. Есть пара сайтов-посредников, которые продают эти билеты с оплатой обычными картами, но там наценка вдвое. Я в итоге попросил менеджера отеля мне помочь оплатить. Также можно купить билет в кассе (наличные опять же не берут, но можно оплатить картой), но проблема в том, что вокзалы находятся ну очень далеко от городов, дальше чем даже аэропорты, на такси туда-обратно потратишь больше, чем стоят билеты. Прямо перед отправлением билетов может и не быть, по крайней мере из Найроби поезд был на вид полный или почти полный. Из Момбасы было много свободных мест.


Основной транспорт это все же маршрутки. Больших автобусов в Кении, кажется, не так много - я на них ни разу не попадал и видел мало и мельком, явно в соседней Танзании их больше. В Кении котируют микроавтобусы, которые тут называют shuttle. Есть более "элитные" шаттлы, в которых каждый сидит на своем месте, а не набиваются как сельди, например компания Mololine. Лучше по возможности выбирать такие маршрутки.

В городах транспорт тоже представлен маршрутками, которые называются "матату". Эти маршрутки, как правило, довольно убитые, супер тесные с очень низкой крышей. В Момбасе я из интереса освоил матату, проехался три раза на них, чтобы добраться до пляжа и обратно. Проезд на матату стоит 50 шиллингов ($0.4).


Такси представлено знакомыми международными приложениями Uber и Bolt. Я в основном использовал Bolt. Через него можно заказать и мототакси, и тук-тук (где он есть, например в Момбасе). Я заметил, что цены на тук-тук и мотоцикл почти одинаковые, а на машину в полтора-два раза выше. Короткая поездка по городу на машине стоит 200 шиллингов ($1.5).

Жилье
Гостиницы в Кении дешевые и хорошего качества. В Найроби я вообще заселился в первую попавшуюся гостиницу за 1000 шиллингов ($8), и даже за эти деньги был весьма приличный номер.


Но обычная цена скорее 1500 ($12). В Момбасе я шиканул и поселился за $25, чтобы был и кондиционер, и холодильник.


Завтрак во многих гостиницах тоже есть. Типичный завтрак в восточной Африке выглядит так:


Еда
Главное кенийское блюдо называется Nyama Choma. Это большой жирноватый кусок мяса, жареный на гриле и порубленный на куски. Есть специальные рестораны, которые специализируются на этом, там можно увидеть и как эти куски жарят.


Цена очень божеская - порядка 500 шиллингов за полукилограммовый кусок ($4). В качестве закуски можно взять "угали" (на фото слева) - рисовую кашу, аналогичную "пап" в Южной Африке.


Дешевый ресторан с nyama choma:


Помимо choma, блюда в основном это разные виды мяса и карри с рисом/угали/лепешками. Заметно влияние иднийской кухни, в Кении вообще живет довольно много выходцев из Индии, поэтому тут везде есть те же лепешки чапати.


Меню нетуристического ресторана. Блюда до $3-5.




В KFC можно тоже поесть долларов за 5.


В Кении есть полноценные современные сетевые супермаркеты с обширным ассортиментом. В этом супермаркете (а это даже не столица) были даже европейские сыры типа бри. Мясо и фрукты в супермаркетах стоят дешево.


Интернет
Симку я как обычно покупал с рук на границе. Интернет тут чуть дороже, чем в соседних странах - за 300 шиллингов я купил 3 Гб на неделю.

Что посмотреть
Главное, зачем приезжают туристы в Кению это сафари. 99.9% покупают готовые туры, в которых всю логистику и внутри парков и между ними планирует туроператор. Полная противоположность Южной Африке, где многие ездят самостоятельно. Формально в Кении не запрещено ездить самому (кроме самого известного заповедника Масаи-Мара, где это запретили в 2024 году), но мало кто это делает. Что самое неприятное, поскольку почти все уже с туроператором, не получится сделать, как я в Эсватини - приехать в парк и присоединиться к групповому сафари. Я рассчитывал, что хотя бы на озере Накуру такое будет, потому что на их официальном сайте даже были какие-то тарифы, но это все неактуально. По факту мне пришлось по сути арендовать машину с гидом под себя, и стоило это до хрена (15000 шиллингов = $120). И это в САМОМ доступном парке, который по сути находится в черте большого города. В остальные парки еще добраться как-то надо, что нетривиально. В принципе, в Накуру наверное можно поехать на легковой машине, я видел на сафари пару легковушек, и дороги там в целом не хуже, чем я ездил в ЮАР.


Вход в парки в Кении тоже весьма дорогой - на озеро Накуру $60, и это еще дешевый парк. В национальный парк Найроби, который прямо рядом со столицей, вход стоит уже $100, как и в Масаи-Мара.
Животных в Кении много. Я наконец увидел вблизи огромное стадо буйволов, и группу львов.


Когда ехал к границе с Танзанией, дорога шла через национальный парк Tsavo West, там даже из маршрутки видел слонов, жирафов и зебр.

Найроби - столица. Когда я там был, проходили митинги, и мне все настоятельно советовали не ходить в центр города (за месяц до этого на митингах против налоговой реформы были настоящие бои с полицией, с жертвами). Поэтому Найроби видел в основном из окна машины. Город выглядит достаточно развитым, много современных зданий, торговых центров и.т.п.


Момбаса - второй город, главный порт и курорт. Тут есть исторический центр и португальский форт.


Также тут есть пляжи. Выглядит симпатично, если бы не куча водорослей и мощный отлив, из-за которого до воды идти очень далеко. Также на пляж трудно попасть - почти вся береговая линия занята отелями, есть всего несколько общедоступных проходов на пляж. Подальше от города пляжи должны быть лучше.


Кисуму - третий по размерам город, около озера Виктория (береговая линия, как обычно застроена складами).


Расходы


Минус Кении в том, что тут могут обсчитать или завысить цену - проблема, с которой в других странах Африки я практически не сталкивался. В Кении местами прям очень нагло - прямо на границе с меня в маршрутке (!) просили 2000 шиллингов до Кисуму, при реальной цене в районе 700 - сторговался в итоге на 1000. При этом прямо перед этим в Уганде водитель мне спокойно дал сдачу в 5000 с купюры 20000, хотя мог бы наверное и не дать, я цену точно не знал.
В остальном страна приятная и вполне недорогая.

kenya, money

Previous post Next post
Up