Восточную часть Африки можно условно разделить на две части: более тропические страны (Кения, Танзания...) на юге, и более засушливые страны Африканского Рога, которые культурно где-то между черной Африкой и арабским миром. Эфиопия - ключевая и самая древняя страна в этом регионе. Также Эфиопия - чуть ли не главный хаб Африки, так как местная авиакомпания Ethiopian летает даже в Южную Америку. Вокруг Эфиопии почти все страны проблемные - в Судане сейчас война, в Сомали и Южном Судане тоже не сахар. Эритрея в принципе спокойна, но туда сложно получить визу. Джибути можно посетить, но это не такая интересная страна. Я помимо Эфиопии решил посетить Сомалиленд - непризнанное государство, де-факто отделившееся от Сомали. В Сомалиленде относительно безопасно, и можно получить визу по прилету.
Виза
Виза в Эфиопию электронная, стоит $82. На сайте надо только заполнить анкету и приложить фотографию со сканом паспорта, никаких документов не нужно. Визу мне прислали на следующий рабочий день, и вроде это стандартная ситуация. На сайте везде в FAQ пишут про прилет и аэропорт Аддис-Абебы, но на самом деле с электронной визой можно заехать и через наземную границу (что я и сделал).
В Сомалиленде можно получить визу по прилету в аэропорту. Насчет наземной границы есть сомнения, поэтому я спланировал прилет сразу в Харгейсу. По прилету все иностранцы там платят $60 за штамп/въезд, это официально и выдают чек. По поводу меня долго совещались, так как у меня не было приглашения, и сказали, что за визу надо заплатить еще $100. Думаю, что эти деньги попилили пограничники. С другой стороны, если получать визу в посольстве в Аддис-Абебе, Джибути или Дубае, то она как раз стоит то ли 80, то ли 100 долларов. И $60 на границе все равно платить придется, по крайней мере все остальные иностранцы с моего рейса были с визами, и платили (там были китайцы, египтяне, иранцы и сомалийцы с паспортами европейских стран).
Деньги
Валюта Эфиопии называется быр. В стране действует черный рынок - официальный курс $1 = 57 быр, а неофициальный где-то в районе 110-115, то есть разница очень существенная (еще несколько лет назад разница была процентов 20). В отличие от других стран с черным рынком, где я бывал раньше (Аргентина, Узбекистан, Иран...), в Эфиопии поменять по черному курсу не так просто, менялы открыто не сидят, и где их искать, с ходу не понятно. У меня было так. Пройдя границу, я думал поменять долларов 50, чтобы доехать до города. Но менял там не было, мне посоветовали пойти обратно в Сомали, так как там менялы сидели открыто за прилавками. Я так и сделал, объяснив охранникам, что я только к меняле и обратно. Приехав в Джиджигу, я спросил у менеджера отеля, где бы поменять еще долларов 100. Он отвел меня на угол, где в будке сидел человек, пополнявший счета мобильных телефонов и платежных систем. Куда-то позвонил, договорился в итоге мне выдали быров по курсу 110. Потом в других городах в отелях мне ничего подсказать не смогли. В итоге в Адаме я спросил у таксиста, где поменять. Он отвез меня в магазин с коврами, и там сам поменял, но курс был уже похуже (хотя и менял я только $50). Как-то так на $200 я и проехал всю Эфиопию, еще даже осталось около 500 быр, которые я не смог потратить в аэропорту, так как там, оказалось, принимают только доллары и евро.
По текущим законам, при въезде надо декларировать наличные на сумму больше $4000 (обычно лимит 10к), а при въезде по земле - больше $500. Таможенники на сомалийской границе, правда, в этих законах, кажется, не сильно шарят, я долго объяснял им, что мне нужна таможенная декларация и как она выглядит, потерял на этом оооочень много времени, пока они все это оформляли, ставили печати и.т.д. (бланков у них не было, набирали все с нуля в Word). В аэропорту на вылете в итоге никто ничего не проверял.
Самая крупная купюра всего 200 быр, также есть 100, 50, 10, 5.
В Сомалиленде валюта называется шиллинг. Сомалилендский шиллинг отдельный от сомалийского. Курс на данный момент около 9000 шиллингов за доллар. В ходу купюры 1000 и 5000 шиллингов, поэтому они подходят скорее для мелких покупок. В быту везде принимают наличные доллары, я платил ими за гостиницу, автобус и.т.д. На улицах встречаются менялы, у которых можно поменять 10-20 долларов на мелкие расходы. Местные активно пользуются переводами по номеру телефона (прямо как в стране с лучшим в мире банкингом(TM) ), даже нищие сидят с бумажкой, на которой написан номер для донатов.
Транспорт
В Сомалиленде транспорт это автобусы/маршрутки. Во многих гидах написано, что нужно иметь вооруженную охрану, либо получить в Харгейсе в полиции разрешение на путешествие без охраны. В других гидах написано, что ничего не нужно. Я решил попробовать без бюрократии, и мой опыт оказался позитивным. По крайней мере между Харгейсой и Берберой проблем не было абсолютно никаких. Паспорт проверили ровно один раз - на блокпосту на выезде из Харгейсы, и виза их вполне устроила. Дальше по дороге было еще несколько блок-постов, но на них пассажиров не проверяли. По дороге из Харгейсы к эфиопской границе тоже пару раз проверили паспорт и визу.
Цена проезда: Харгейса-Бербера $6, Харгейса - граница с Эфиопией $6.
В Эфиопии транспорт это такие же тесненькие маршрутки. Есть и большие автобусы, но это на дальние расстояния. На дорогах от сомалийской границы до Дыре-Дауа куча блок-постов, на многих из которых надо выходить из маршрутки. Но только на одном около границы досматривали людей и копались в моем багаже, на всех остальных досматривают саму маршрутку, а ты просто ждешь, когда она подъедет и можно будет сесть обратно.
Цена проезда:
Граница - Джиджига на такси: 3000 быр
Джиджига - Харэр: 300 быр
Харэр - Дыре-Дауа: 100 быр
Адама - Аддис-Абеба: 160 быр
Внутренние перелеты стоят недешево, например в Дыре-Дауа больше $80. Вроде бы есть скидки, если прилетаешь в страну на Ethiopian.
Кроме того, в Эфиопии есть пассажирские поезда по одному маршруту: Аддис-Абеба - Адама - Дыре-Дауа - Джибути. Эта железная дорога очень важна для Эфиопии, так как у страны нет выхода к морю, и ей нужен порт Джибути (единственный доступный порт). Железную дорогу построили еще французы (Джибути была французской колонией) больше 100 лет назад, а недавно модернизировали китайцы. Пассажирские поезда идут аж два дня: первый день от Аддис-Абебы до Дыре-Дауа, второй день оттуда в Джибути. Отправления соответственно через день. Билет из Дыре-Дауа в Адаму стоит для иностнанцев 1200 быр ($11), для местных в два раза дешевле. Когда я ехал, поезд опоздал на семь (!) часов вроде как из-за проблем с электричеством (много часов мы просто стояли на станциях). Так что пользоваться этим поездом я не рекомендую.
В пределах городов можно ездить на тук-туках (их называют, как в Индонезии, "баджадж" именем индийской фирмы-производителя).
В Аддис-Абебе можно вызвать такси через приложение Ride или Zayride, работают они через раз (водитель может отказаться ехать). Тем не менее, я доехал до аэропорта за 350 быр ($3).
В Аддис-Абебе есть метро (light rail) - две линии, полностью отделенные от остального трафика, в основном по эстакадам. Метро построили китайцы около 10 лет назад, и с тех пор оно деградировало. Из-за нехватки денег на ремонт составов, на данный момент работает по факту только одна линия, и отправления там где-то раз в 20-30 минут, а не раз в 5, как должно быть на такой системе. Давка в вагонах очень сильная. Проезд стоит всего 10 быр. Также 10 быр стоит проезд на городских автобусах, которыми я пользовался, когда понял, что в метро лучше не соваться.
Жилье
Гостиницы в Эфиопии я заранее не бронировал, впрочем на booking.com их в принципе и нет почти (кроме Аддис-Абебы). Искал на месте, благо выбор достаточно обширный.
Самые дешевые отели, которые я видел, стоят в районе 600 быр. Часто они совмещены с рестораном или баром, и по вывеске не сразу понятно, что это еще и постоялый двор. Условия там обычно спартанские, и может быть шумно. В Адаме я в таком переночевал, так как после 14 часов поездки на поезде и приезда поздним вечером мне было все равно, куда селиться. В Джиджиге я тоже заплатил 700 быр, но отель был поприличнее, видимо, дешево, так как город нетуристический. В Харэре и Дыре-Дауа я платил больше, 1400 и 2600 соответственно ($12 и $23), но номер за эти деньги был отличный, а в Дыре-Дауа вообще двухкомнатный люкс.
Дешевый отель:
Дорогой отель:
В Аддис-Абебе искал жилье в районе Пиасса, там только дешманские плохие отели за 600-1000. Вообще наверное лучше в Аддис забронировать что-то онлайн, но мне было лень и хотелось жить в самом центре, поэтому так. Самый богатый район Аддис-Абебы, как ни странно, около аэропорта - я его видел только из окна по пути в аэропорт, но выглядит он лучше, чем центральные районы.
В Сомалиленде в Харгейсе снимал хороший номер за $10 в день (Hotel Eid).
Еда
Эфиопская еда заслуживает внимания, это нечто необычное, что я раньше не пробовал.
Мое персональный фаворит это однозначно блюдо "китфо" - аналог французского тартара, только с острыми специями. Однозначно если увижу в какой-нибудь стране эфиопский ресторан, возьму китфо не раздумывая, очень вкусная штука.
Если кусочки из кифто поджарить, получится "тибс". Ну это уже вполне обычная еда.
Национальным блюдом, однако, считается не китфо, а "ват", или "доро ват" - это что-то напоминающее индийское карри по консистенции. Остро, но не слишком остро.
Цены. Это средний-бедный ресторан в районе Пиасса в Аддис-Абебе. Блюдо типа китфо стоит 400-500 быр (конкретно в этом ресторане китфо нет).
Более дорогой хипстерский ресторан в центре Аддис-Абебы, цены уже серьезные. И это еще по черному курсу $8-10, а по официальному получилось бы вообще как в Европе.
Я тут взял дешевое блюдо "фетфет". Блюда в Эфиопии обычно подают на вот таком необычном кислом хлебе под названием "инджера" (либо дают инджеру отдельно свернутой в трубочку). А фетфет - это нарезанные спиральки из той же инджеры в соусе. То есть салат с хлебом.
А вот это самый бюджетный вариант - это я зашел в кафе возле университета Аддис-Абебы, где едят студенты. Китфо стоило всего 180 быр, в два раза дешевле, чем в ресторане!
Еще Эфиопия славится кофе (тут родина этого напитка). Эфиопское кофе наверное понравится гурманам, которые любят горькое свежесваренное.
В Сомалиленде поесть особо и негде, я заходил за манговым шейком и яичницей в какую-то йеменскую закусочную.
Главное кушанье Сомали и восточной Эфиопии (а также Йемена на другой стороне пролива) - растение под названием "кат". Листья ката содержат психоактивное вещество катинон. Самый известный химический родственник катинона - 4-метил-мет-катинон, более известный как мефедрон, самый популярный наркотик в России. Я мефедрон не пробовал, так что сравнить не могу. По-моему, кат похож на слабую версию кокаина. Из плюсов - нет абстиненции. Из минусов - надо съесть чуть ли не целый вот такой веник (едят только листья, причем мелкие, которые ближе к стеблю), чтобы подействовало, неудивительно что местные целый день его жуют понемногу. Такой веник стоит $2-3.
Интернет
Интернет дешевый. В Сомалиденде в аэропорту я заплатил за симку + неделю безлимитного интернета $5.
В Эфиопии еще меньше - 350 быр ($3) за симку + неделю безлимита у Ethio Tel.
Эфиопия долгое время была уникальна тем, что там только один мобильный оператор (обычно даже в очень маленьких островных странах хотя бы два). Но пару лет назад все же либерализовали рынок, и появился второй оператор Safaricom.
Что посмотреть
В Эфиопии много интересных мест, однако сейчас с путешествиями по стране есть некоторые проблемы. В 2020-2022 годах была война на севере в провинции Тыграй (кстати, это самый кровавый конфликт 21 века на данный момент). В 2023 году началась война в провинции Амхара, по большей части партизанская, но это означает, что особенно не рекомендуется ездить по земле, а расстояния там и так большие, а дороги не очень. Так что я посетил только восточную часть Эфиопии и Сомалиленд.
Аддис-Абеба - столица, довольно интересный город с разными достопримечательностями. Посетил пару эфиопских церквей (в Эфиопии особая ветвь восточного христианства), съездил на гору, прогулялся по проспектам. Город сильно более развитый и цивилизованный, чем остальная Эфиопия. Особенно продвинуто выглядит район возле аэропорта, который я видел только из окна по пути в оный аэропорт.
Адама - большой город к югу от Аддис-Абебы. Пишут, что туда жители Аддис ездять на выходные. Ничего особо интересного я не обнаружил, климат там прохладный, но и в Аддис-Абебе тоже прохладно.
Дыре-Дауа - второй по размерам город страны, выросший благодаря железной дороге. Там я садился на поезд.
Харэр - исторический город, внесенный в список Всемирного Наследия, очень колоритное место, и редкий образец старой архитектуры в Африке.
Джиджига - столица провинции Огаден, где живут в основном сомалийцы. Дорога в Харэр красивая.
Харгейса - столица Сомалиленда, достопримечательностей особо нет, кроме МИГа на постаменте. Но колоритно, конечно, попасть в Сомали.
Бербера - главный порт Сомалиленда, тут есть кое-какая колониальная архитектура.
К северу от Аддис-Абебы находятся такие интересные места, как скальные церкви Лалибелы, исторические города Аксум, Гондэр и Бахр-Дар, а также впадина Данакиль с вулканом Эрта-Але, куда даже в лучшие времена можно было попасть только с охраной.
К югу от Аддис-Абебы более жаркие места, туда обычно ездят посмотреть на экзотические племена или на сафари.
В Сомали за пределами Сомалиленда можно попасть только с туром и воруженной охраной. Обычно любители посетить все страны мира просто прилетают в Могадишо на пару дней, но в последнее время есть и более обширные программы, включающие и Пунтленд - регион к востоку от Сомалиленда (включая сам полуостров - "рог"). В марте 2024 Пунтленд отказался подчиняться федеральному правительству, так что теперь его можно тоже считать отдельной самопровозглашенной страной, как и Сомалиленд.
Расходы
Больше всего денег я потратил на визы. В остальном это самая дешевая поездка, на уровне Пакистана.