Африка! Не могу сказать, что давно мечтал туда съездить, потому что если бы мечтал, то съездил бы наверное раньше, а не после посещения 149 других стран на остальных континентах. И знаете, мне кажется, я правильно поступил. Думаю, если бы поехал туда неподготовленным, не закаленным Индией и Бразилией, впечатления могли бы оказаться скорее негативными. Но сейчас я был морально готов, и все оказалось не так уж страшно, а в целом очень даже круто.
Начал я с Южно-Африканской Республики - наверное, самой развитой и популярной для туризма страны в Африке.
База
Валюта Южной Африки называется ранд (или рэнд), код ZAR. $1 = 19 ZAR. Купюры 10, 20, 50, 100, 200 ранд (максимум $10), монеты 1, 2, 5 ранд, встречаются и копейки 0.10, 0.25, 0.50. В банкомате в аэропорту Йоханнесбурга я смог снять разом 10000 ранд (~$500), этого мне хватило на всю поездку (также я ранды менял в соседних странах на тамошние валюты).
В ЮАР бывают иногда места, где нельзя расплатиться наличными: например, за вход в национальный парк Мыс Доброй Надежды или к пингвинам в Саймонстауне. Видел иногда на ресторанах таблички, что принимаются к оплате только карты.
Розетки в ЮАР уникальные, местные. Глядя на схемы в интернете, я раньше всегда думал, что эти розетки не отличаются от европейских, так как там тоже два круглых отверстия, и сверху еще третье для заземления. Но оказалось, что расстояние между штырьками шире, так что европейские вилки в ЮАР вставить в розетку нельзя. В первый же день купил на базаре переходник. Во многих местах розетки двойные, с одной стороны южноафриканская розетка, с другой - европейская, но узкая, как в Бразилии (круглую вилку от ноутбука не вставишь).
Жилье
Номер в отеле в Южной Африке стоит где-то 25 долларов в среднем. Качество отелей за эти деньги высокое - везде были кондиционеры, холодильники, горячая вода, приличный ремонт. Только в Кейптауне жилье дороже, там я тоже платил 25, но это было с общим душем. Еще в нетуристическом городе Эмалахлени оказалось, что мой отель посреди квартала красных фонарей (хотя визуально это обычный жилой ожноэтажный район, как в Америке, но у каждого второго дома стояли девочки). Отель там тоже был так себе по качеству.
В ЮАР есть такая проблема, как веерные отключения электричества (load shedding). Отключают где-то два раза по два часа в сутки, можно скачать приложение, чтобы узнать график для конкретного города. Как-то так получилось, что я замечал отключения только в Кейптауне - там было вечером, когда я как раз был в отеле, и свет у меня отрубался. В других городах то ли были генераторы, то ли отключения шли ночью или утром/днем, когда меня не было.
Транспорт
На большие расстояния разумно передвигаться на самолете. В Южной Африке есть три авиакомпании: дорогая South African Airways, обычная Airlink и лоукост FlySafair. У лоукоста нет багажа (но лимит большой, как раньше был в Европе), а посадочный присылают после онлайн-регистрации в Whatsapp. Airlink не лоукост, даже еду выдают. Цены за внутренние перелеты порядка 30-70 долларов, у меня вышло не супер дешево, потому что покупал за 1-2 недели до вылета. Рейсы в основном летают через Йоханнесбург, но есть и между другими городами рейсы, например Кейптаун-Дурбан и Дурбан - Порт-Элизабет, но не очень часто.
В ЮАР есть система поездов дальнего следования, которая однако сильно урезана после пандемии ковида (тут вообще многое закрылось с тех пор и не вернулось). А раньше можно было из Йоханнесбурга доехать и до Кейптауна, и до Дурбана, и до Порт-Элизабет, и до Мапуту в Мозамбике, а есть ветка и на север через Ботсвану, Зимбабве и Замбию до самой Танзании.
Полноформатные автобусы ходят только на большие расстояния - из Кейптауна в Порт-Элизабет, например, или вообще в Намибию. Самая крупная компания Intercape, есть также знакомый по США Greyhound и некоторые другие. Но в целом их не так много. Например из Ботсваны в Йоханнесбург один раз в день только ходит автобус Intercape. Из Рюстенбурга (крупнейший город северо-запада) в Преторию (столицу) есть всего один (!) автобус в день, похоже это тот же самый, что стартует из Ботсваны.
Также в Южной Африке есть туристический автобус компании BazBus. Раньше они ходили по всему южному побережью от Кейптауна до Дурбана, и от Дурбана до Йоханнесбурга. Однако в конце 2023 года маршрутная сеть резко сократилась, и теперь только от Кейптауна до Порт-Элизабет через "Дорогу садов". Там билет стоит $200, и можно выходить в городах по пути и ехать дальше на следующий день. Полагаю, за такой маршрут это дороговато (билет на обычный автобус стоит долларов 30-40, с кучей остановок конечно дороже, но не в пять раз). Но зато есть расписание, надежность.
На средние и короткие расстояния народный транспорт это маршрутки. По северу страны я ездил на них, за неимением альтернативы. Все как обычно, приходишь на автовокзал, там куча маршруток по разным направлениям, ждешь когда заполниться и едешь. Стоит примерно 100 ранд / $5 за час пути. Проехал так Габороне - Рюстенбург - Претория, потом Эсватини - Эмалахлени - Претория.
На маршрутках белые жители ЮАР не ездят, поэтому их маршруты не всегда очевидны. Я это понял, когда пытался попасть из Кейптауна в соседний город Стелленбос (такое туристическое направление). Оказалось, из центра Кейптауна в Стелленбос маршрутка набирается часа два, пассажиров мало. А вот в "черные" районы на окраинах Кейптауна маршрутки из Стелленбоса отправлялись постоянно. Исходя из этого, я подозреваю, что проехать по самой "белой" части ЮАР от Кейптауна до Порт-Элизабет на общественном транспорте может быть довольно муторно, и BazBus может оказаться неплохой альтернативой. На севере, где в основном черные живут, мне кажется проблемы нет, везде должно часто ходить по главным дорогам.
Забавно, что в wikivoyage в разделе "как добраться" про города и парки ЮАР обычно вообще даже нет никакого упоминания общественного транспорта, только написано по какой трассе ехать на машине. Аренда машин здесь достаточно развита, как в США - туристу без проблем можно снять. Цена порядка 40-60 долларов за день, есть машины с механической коробкой, которые дешевле. В ЮАР движение по левой стороне, так что вряд ли вам захочется ездить на механике. Дороги везде хорошие. Бензин стоит около 24 рандов за литр ($1.20).
Я арендовал автомобиль только на один день, чтобы съездить в национальный парк Пиланесберг. На этом стоит остановиться чуть подробнее: в Южной Африке по многим паркам и заповедникам можно ездить на своей/арендованной машине, что вообще-то не характерно для африканских стран. Обычно на сафари можно поехать только на специальном джипе с гидом, и такие опции тут тоже есть. Но если ты уже арендовал машину, чтобы добраться до парка (а иначе туда и не попасть, разве что автостопом), то почему бы и не поездить самостоятельно? Так более азартно выслеживать животных, правда, весь день колесить по грунтовкам довольно утомительно. Но если арендовать машину не на день, как делал я, а на дольше, то имеет смысл приезжать в парк рано утром либо вечером перед закатом, потому что в это время самые лучшие шансы встретить животных.
Внутри города с общественным транспортом все довольно грустно. Поскольку все богатые люди ездят только на машинах, автобусы тут относятся к миру бедняков, который разительно контрастирует с миром богачей (и почти не пересекается). В Кейптауне автобусы по многим маршрутам ходят раз в 30 минут, а то и реже, передвигаться на автобусе крайне неэффективно. В аэропорт автобусы вообще перестали ходить из-за того же ковида. Пригородные поезда в Кейптауне тоже существенно скоратили, ни в Стелленбос, ни в Саймонстаун больше не доехать.
В Йоханнесбурге есть единственный в ЮАР общественный транспорт для "белых" - поезд Gautrain, соединяющий центр Йоханнесбурга, богатый район Сэндтон, аэропорт и город Претория. Этот поезд и его станции даже визуально контрастируют с буквально соседними станциями обычных пригородных поездов и автобусов. Билет из Йоханнесбурга в Преторию стоит 82 ранда, наверное, на маршрутке дешевле, но зато на поезде быстро и комфортно (каждые 15 минут). В аэропорт билет стоит непропорционально дорого - 206 рандов, за эти же деньги или даже чуть дешевле можно доехать до Сэндтона на такси.
Я ездил практически всегда на такси, в том числе из соображений безопасности, так как города ЮАР в мировом топе по уровню криминала наравне с городами Бразилии и центральной Америки. Тут есть три приложения: Uber, Bolt и inDrive. inDrive как правило дешевле, а два других как повезет, может быть одно или другое дешевле. В Uber обычно дольше всего ожидание. Такси стоит достаточно недорого, на короткие расстояния поездка стоит доллара 2-3. До аэропорта что в Кейптауне, что в Дурбане, что в Йоханнесбурге - порядка 8-10.
Еда
В плане кулинарии Южная Африка не самое интересное место. Тут есть сатрое доброе барбекю (называется braai), типично местная тягучая кукурузная каша (pap), которую подают как гарнир. Еще тут любят сосиски, такие как boerewors, а есть еще свиные сосиски, которые называются Russians (возможно, мигранты из Российской Империи привезли). И есть еще штука под названием Potjiekos, это по сути жаркое из разных овощей или мяса, в ресторанах бывает специальный раздел с разными видами.
А еще в Южной Африке хорошие и дешевые стейки, можно съесть стейк долларов за 10. Я постоянно этим пользовался.
Вообще цены в ресторанах более чем приемлемые, вот например:
И даже вот этот ресторан прямо возле Мыса Доброй Надежды, такое туристическое место без конкуренции, и при этом цены божеские:
В народных местах можно поесть какой-нибудь шавермы или курицы доллара за 3 или даже за 2.
Супермаркеты в Южной Африке имеются и популярны, что характерно скорее для богатых стран (в бедных странах отовариваются на рынке). Отдельный обзор супермаркета еще будет. Есть дорогая сеть Woolworths для элиты, и обычная Pick'n'pay. Также встречаются магазины знакомой сети Spar. В магазинах хороший выбор товаров, особенно мяса (если есть желание готовить). Также в ЮАР достойный выбор сыров, в том числе тут есть местно производство таких сыров как камамбер и бри, и стоят они сопоставимо с той же Францией.
Интернет
За интернет я переплатил, так как приехал в выходные, и в офис оператора попасть не мог. Так что купил симку с рук в парке в Кейптауне, это стоило мне 300 рандов, включая около 10Гб трафика. В аэропорту купить было бы еще дороже, но вообще пакет 7Гб у этого оператора должен стоит 100 рандов, ну и еще сама симка сколько-то, но наверное не 200. Оператор Telkom не рекомендую, потому что он работал глючно - там есть две сети Telkom и Telkom-4G, и он постоянно переключался на вторую, а интернет на ней не работал, мне приходилось постоянно вручную выбирать первую. Когда просто гуляешь, еще нормально, а вот если едешь на транспорте, переключался на другую сеть постоянно.
Что посмотреть
ЮАР состоит из 9 провинций, из которых я был пока только в 5.
Западно-Капская провинция - здест находится Кейптаун, самый богатый и туристический город в ЮАР, да и наверное во всей Африке. Город очень контрастный. Богатые районы и большая часть центра города выглядят, как страна первого мира, уровня Австралии или США. При этом тут самые ужасные бедные трущобы, какие я видел во всей ЮАР, издалека по крайней мере выглядят хуже, чем в Йоханнесбурге.
Рядом с Кейптауном национальный парк Мыс Доброй Надежды.
Восточно-Капская провинция - тоже популярное туристическое направление. Между Кейптауном и Порт-Элизабет находится национальный парк Дорога Садов (Garden Route) и много симпатичных маленьких городов и пляжей. Берег дальше на восток от Порт-Элизабет в сторону Дурбана посещают куда реже.
Северно-Капская провинция - самая пустынная провинция. В главном городе Кимберли можно посмотреть карьер, в котором добывают алмазы. За ним начинается пустыня Калахари, покрыающая также и часть Намибии и Ботсваны.
Квазулу-Натал - регион, где говорят на языке Зулу. Крупнейший город Дурбан - местный пляжный курорт на берегу индийского океана. Город оказался вполне приятным. К северу от Дурбана находятся Драконовы горы (Drakensberg), красивое место, куда надо добираться на автомобиле.
Фри-Стейт - бывшая Оранжевая республика буров. Главный город - Блумфонтейн. Отсюда можно съездить в Лесото.
Северо-западная провинция - регион вдоль границы с Ботсваной. Крупнейший город называется Рюстенбург (на самом деле по-английски произносится Растенберг, а на африкаансе - Рёстенбёрг). Город малоинтересный, я использовал его как базу, чтобы арендовать машину и съездить в национальный парк Пиланесберг.
А вот парк очень даже интересный, там можно увидеть всяких животных, включая большую пятерку: львы, леопарды, слоны, носороги, буйволы. Львов и леопардов я увы не встретил, зато слонов очень много, и других животных тоже видел.
Гаутенг - самая маленькая и самая населенная провинция. Здесь находится столица ЮАР - город Претория. В Претории сидит президент и правительство. Формально столицами также считаются Кейптаун, где находится парламент, и Блумфонтейн, где верховный суд.
Тут же расположен Йоханнесбург - экономический центр и главный аэропорт. Город имеет очень плохую репутацию, и в центре правда стремновато, примерно как в худших городах Бразилии. Местные очень осторожны. К северу от центра находится богатый район Сэндтон, там мне не показалось опасно, хотя дома все равно охраняются мощно. В трущобы я не ходил, удовлетворившись видами на них издалека.
Лимпопо - северная провинция, в ней нет ничего особо интересного, кроме северной половины национального парка Крюгер.
Мпумаланга - большая провинция между Йоханнесбургом и границами с Эсватини и Мозамбиком. Я проехал ее насквозь по пути из Эсватини, остановившись на ночь в городе Эмалахлени, который оказался довольно-таки стремным. Главный город этого региона - Мбомбела (он же Нельспрёйт), недалеко от него вдоль границы с Мозамбиком расположен национальный парк Крюгер - наверное самый большой и популярный парк в Южной Африке. Там есть все основные животные и высокие шансы их встретить, судя по рассказам - выше, чем в Пиланесберге. И дороги внутри там вроде бы лучше. Так что парк стоит посещения, хотя он и далеко от всего.