Oct 15, 2013 15:14
Я дочитала потрясающую вещь Стругацких - "Град обреченный".
У меня нет слов. Это очень сильная книга, очень философская, с кучей подтекстов, гигантских метафор, очень психологичная и мрачная. По рецензии (да и в кратком содержании) сказать ничего нельзя. Загадочный Эксперимент, загадочные Наставники, люди из разных эпох, собранные в одном месте, которое находится неизвестно где; с солнцем, включающимся как фонарь; со стеной, протягивающейся неизвестно до куда... это не единственная книга, в которой они напускают тумана, мрачности, философичности и метафоричности, но я очень давно не читала Стругацких, и их блестящий слог, яркие персонажи и цепляющий сюжет в сочетании с глубоким смыслом написанного убедил меня, что надо бы еще чего-нибудь у них прочитать, еще не читанного.
Добралась и до книги, которую дал Димка. В книге - три крошечные повести Эрика Эммануэля Шмитта: "Оскар и Розовая Дама", "Мсьё Ибрагим и цветы Корана" и "Дети Ноя". Чувства немного спорные. Поначалу книга показалась ужасно сентиментальной и слишком уж поучительной - как Коэльо. В принципе, "Оскар и Розовая Дама" отчасти именно таков: мальчику, болеющему раком, сиделка посоветовала писать письма Богу и проживать каждый день как десять лет; малыш так и делает: "Дорогой Бог, привет, мне сегодня исполнилось 20, и я думаю жениться". Рассуждения мальчика... ну, конечно, в них есть что-то по-детски мудрое, но в целом эта мудрость не детская, а взрослых, косящих под детей. Мне так показалось. Действительно сильной мне показалась вторая повесть. Еврейский мальчик рос без матери, с отцом, который не обращал на него внимание, уткнувшись в работу и книги, а потом и вовсе покончил с собой. Мальчик сдружился с бакалейщиком Ибрагимом, арабом и суфитом. Ибрагим в дальнейшем усыновляет маленького Моисея и отправляется с ним в путешествие. Добравшись почти до своей родины, Ибрагим разбивается на машине. О Моисее заботится друг Ибрагима, помогает ему вернуться в Париж. Моисей наследует лавку Ибрагима и его Коран и становится местным "арабом" - так называют бакалейщиков. Ну, главное в книге - простая мудрость ислама и мягкость суфизма, которую раскрывает Моисею добрый Ибрагим.
Третья повесть тоже хороша, особенно в сочетании с предыдущими - про другого еврейского мальчика, которого во время оккупации Бельгии отправили в католический приют. Глава приюта, католический священник - постоянно тайно собирает запрещенные коллекции; поскольку гонения на тот момент были на евреев, он собирал иудейскую религиозную литературу и символику. Мальчик сдружился со священником, проник в его тайну, но, несмотря на восхищение священника иудаизмом, остается очарованным католицизмом. В приюте содержатся под видом католиков немало еврейских ребят, и однажды это становится известно оккупантам. Священник хитростью спасает ребят, а там уж и победа коммунизма над проклятым фашистом; родители, у кого они выжили, потихоньку забирают ребят из приюта. Приходит время и для нашего героя. Несмотря на еврейские корни и еврейские традиции в семье, мальчик на всю жизнь сохраняет интерес к католицизму.
Ну и, в общем, мораль вообще всех повестей, как я понимаю, такая: неважно, какая национальность, и неважно, как называется религия. Веришь в Бога - замечательно. Все верующие - бро между собой; религия не должна быть агрессивной, но должна давать надежду, любовь, радость, спокойствие, мудрость; религия должна быть безмилонной - каждый устанавливает рамки морали самостоятельно, никто не должен зиговать и навязываться.
Но все равно книга очень сентиментальная, хотя я пару раз все же сдалась и капнула слезкой.
книги