Осевой конфликт фильма -- противоречие между человеком и (за неимением
лучшего слова) миссией. Человек сложен, противоречив, мягок, подвержен
сомнениям, порывам и привязанностям, страдает и сострадает. Миссия,
напротив, проста, безлична, компактна, однонаправленна, логически стройна,
жестка и жестока. Конфликт между ними неизбежен, и поэтому внутри каждого
человека-с-миссией в мире Хранителей есть этот внутренний раскол,
незаживающая рана, разрыв, где мягкая кровоточащая ткань человеческого
оказывается взрезана чёткими прямыми линиями и острыми углами миссии, и где
строгий механический порядок миссии разъедается непрерывным контактом с
живым, с человеческим.
Каждый из персонажей первого плана представляет собой одну из стратегий
работы с этим конфликтом (это, впрочем, вроде бы относится только к мужским
персонажам). Этих стратегий, соответственно, показано пять. В частности,
видна горизонтальная ось (уход влево / уход в право / выход в центр), и
вертикальная ось (уход вверх / уход вниз / выход в центр):
1.
"Уход влево" / "В первую очередь -- человек": Дэниэл Драйберг, он же Nite
Owl. Никто, кстати, не называет его Nite Owl -- все, даже другие маски,
называют его исключительно его человеческим именем -- ровно потому, что
Дэниэл всегда в этом конфликте остаётся на человеческой стороне. К нему
прибегает мисс Юпитер, которой не хватает человеческого в Джоне, его
обвиняет в мягкотелости (излишней человечности) Роршах. Он единственный из
масок, у кого есть друзья, и кого они сами могут рассматривать как друга.
Для Дэниэла всегда первый импульс в конфликте -- попытаться по-человечески
договориться. Собственно, на момент начала событий Дэниэл -- практически
пенсионер, его костюм пылится в подвале, он оставил миссию, он остался
просто человеком. Внутренний конфликт, однако, от этого совсем не исчезает,
и всё время его терзает. В те редкие моменты, когда миссия и человек
совпадают в стремлениях, он совершенно преображается.
2.
"Уход вправо" / "Миссия прежде всего": Роршах, он же Уолтер Ковач. Здесь
всё наоборот: никто не зовёт Роршаха по имени, Уолтером Ковачем, потому что
никакого Уолтера Ковача там уже не осталось -- он выжжен практически без
остатка безжалостным пламенем миссии. Роршах почти всегда в маске, и даже
когда он без маски -- это не Уолтер Ковач, это Роршах, надевший своё старое
лицо в качестве маскировки, поскольку этого требуют оперативная ситуация
миссии. Характерная речь Роршаха -- и во время бесконечного внутреннего
нуарового монолога, и в диалогах -- малосвязный поток сознания, последние
недогоревшие остатки прошлого, человеческого, сознания, пассивного
пассажира в теле, контролируемом только миссией, рассказывают, что им видно
из окон. Роршах -- это, конечно, полная противоположность Дэниэла.
Характерные симметричные сцены в финале, когда Дэниэл кричит Вейдту: "No!
You haven't idealized mankind, you've deformed it. You've mutilated it!" --
это именно об утрате человеческого, когда Роршах выбирает смерть: "Never
compromise. Not even in the face of armageddon." -- это, напротив, о
предательстве миссии.
3.
"Уход вниз" / Цинизм: Эдди Блейк, он же Комедиант. Подход Блейка к всё тому
же внутреннему конфликту -- обесценивание. Он ничего не воспринимает
всерьёз, ни человеческое, ни миссию. Его защитный механизм -- смех, каждый
раз, когда он видит конфликт или противоречие, для него это просто ещё одно
свидетельство, что воспринимать вещи всерьёз нельзя. В результате этого
систематического обесценивания он становится человеком без ценностей. Этот
цинизм одинаково разъедает в нём и человека, и миссию. На любой особо
мерзкой странице истории и Хранителей как силы, и Хранителей как
человеческого сообщества обязательно будет крупно, в полный рост, видна
фигура Комедианта. И трагедия Блейка, разумеется, в том, что ему не удаётся
следовать выбранной стратегии до конца. Рано или поздно наступает момент,
когда ему перестаёт хватать цинизма, и в нём проступает необесцененное
человеческое -- как в случае с дочерью (мисс Юпитер), так и, в гораздо
большем масштабе, в случае с окончательным решением Эдриана Вейдта. Дойдя
до дна в своём движении вниз, Блейк утрачивает свой защитный механизм
цинизма, и оказывается разорван (и, естественно, в конце концов убит) тем
самым внутренним конфликтом между миссией и человеком.
4.
"Уход вверх" / Transcendence: Джон Остерман, он же Доктор Манхэттен. Его
способ преодоления внутреннего конфликта -- это перерасти его. По
независящим от него причинам, Доктор Манхэттен в ходе истории оказывается
вовлечён в длинную метаморфозу, в ходе которой он постепенно утрачивая
привязанности как к человеческому, так и к миссии. Конечно, у других такой
возможности в общем случае нет, но нельзя сказать, что это происходит с
Джоном совсем уж против его воли. Показ его в паре с Блейком неслучаен --
так же, как и в случае Дэниэлом и Роршахом, это пара противоположностей. И
Блейк, и Манхэттен, каждый по-своему, постепенно утрачивают связь и с
миссией, и с человеческим (поэтому именно Блейк первым говорит: "You really
don't give a damn about human beings. You're drifting out of touch, Doc.
God help us all.").
5.
"Выход в центр" / Confluence / Слияние: Эдриан Вейдт, он же Озимандис. Его
подход принципиально отличается от остальных. Там, где остальные стараются
разными способами отодвинуться от зоны болезненного контакта взаимно
противоречивых сущностей, Вейдт стремится к полному их слиянию. Поэтому он
-- единственный из Хранителей, кто открыто совмещает свою человеческую
личность и свою роль Хранителя (ну есть ещё Манхэттен, но это особый
случай). Слияние получается практически полное, почти невозможно сказать,
где заканчивается Эдриан Вейдт и начинается Озимандис. Но основное
противоречие, являясь принципиально неустранимым, при этом не исчезает --
оно просто оказывается снаружи от Озимандиса, а не внутри него. Он
оказывается один против всего мира, и против человечества, и против
Хранителей. Также, слияние требует отсечения от обеих соединяемых сущностей
всех несовместимых частей: Вейдт как человек в значительной степени
утрачивает человеческое (сострадание, сомнение, стремление договариваться),
Озимандис как Хранитель перестаёт быть Хранителем (его представления о цели
миссии, о справедливости, о соразмерности целей и средств совершенно не
такие, как у Хранителей).
Наиболее компактно горизонтальная ось отражена в этом ключевом диалоге в
финале:
Daniel: "Adrian! We know everything!"
Veidt/Ozymandias: "Then what's there to discuss, Dan?"
Rorschach: "Plenty: you killed Comedian!"
Здесь Дэниэл, в костюме и маске, приходит остановить человека,
поубивавшего кучу народу, в том числе его друзей, и собирающегося убить
миллионы. Тут не о чем говорить, всё очевидно, но это Дэниэл, он прежде
всего человек, он не может сопротивляться своему импульсу попытаться
договориться. Он говорит "мы всё знаем", чтобы в первую очередь убрать с
пути ложь, открыть возможность для честного разговора. Это абсолютно
нерациональное действие, и очень человеческое.
Для Озимандиса ситуация выглядит совершенно иначе. Он давно уже отверг
для себя возможность с кем-либо о чём-либо договариваться, для него
разговор -- это не способ найти общую точку, но всего лишь один из способов
манипуляции. Если противоположная сторона уже знает всё, манипуляция
невозможна, и в разговоре нет никакого смысла; поэтому "what's there to
discuss?".
Наконец, Роршах, человек-миссия, просто не воспринимает слово "discuss" как
обозначающее разговор, разговоры как таковые, ни в каком виде, просто не
входят в близкий ему круг понятий. Для него совершенно очевидно, что "to
discuss" -- это эвфемизм для обозначения предстоящей драки. Когда он
говорит "Plenty" (... to discuss), он, очевидно, имеет в виду, что
причин для драки предостаточно.
This entry was originally posted at
https://jsn.dreamwidth.org/106036.html. Please comment there using
OpenID.