Рецензия на комикс "Джо-Варвар"

Sep 01, 2024 19:08


Сценарий Гранта Моррисона, рисунок Шона Мёрфи, покрас Дэйва Стюарта.



Есть тип произведений, которые вызывают у меня почти физический дискомфорт в области думалки. Это произведения, которые нарочито разводят в стороны общее представление об объективной реальности и личном опыте человека.

Если быть точным, это условные истории формата "Лабиринт Фавна", "Я убиваю великанов", "Мост в Террабитию", и далее по списку.

Для тех, кому ничего из перечисленного не знакомо, набросаю в общих чертах, как я вижу эти истории. Есть подросток или группа подростков, которые переживают некие потрясения в своей жизни. Одновременно с этим они находят некую фантастическую отдушину или призвание, которое помогает им легче жить. Подчеркну легче, а не легко. Однако в процессе произведения выясняется, что природа фантастических происшествий, а то и целого мира, находится в области возможного, не доказуемого.

Дальше идёт вилка, какие-то произведения более настойчиво сообщают, что вся фантастика лишь вымысел подростков. Другие оставляют загадку.

Есть произведения, которые схожи по формату непонятности, но не про подростков. Первое, что приходит на ум, это Крупная рыба Бёртона и Двенадцать обезьян Гиллиама. Их я здесь упоминаю, чтобы подчеркнуть - они в этот шаблон не попадают, потому что его героями являются не подростки.



Как вы понимаете, всё это вступление неспроста, потому что "Джо-варвар" - это как раз произведение из описанного ряда. Его герой, Джо - парнишка ~14 лет, который страдает от диабета второго типа. В один непогожий день, когда на его семью и так сыплются несчастья, он забывает скушать вовремя сладкое и заветные лекарства тоже вдалеке.



Джо начинает бредить, и в этом бреду он попадает в фантастический мир, находящийся на грани апокалипсиса. И разумеется, Джо является его спасителем из пророчества.

Весь комикс парнишку постоянно бросает из видений, вызванных дефицитом сахара в крови, в реальность, где он с большим трудом пытается спуститься с третьего этажа на первый и добраться до чего-нибудь сладкого.

Разница с описанным выше типажом историй здесь разве что в том, что Джо более-менее понимает, что это бредовые видения. Грант Моррисон решил сделать шаг дальше и сделать инверсию привычного шаблона. Если обычно произведение сначала знакомит персонажей с "магической реальностью" , а потом ставит под сомнение реальность магии, то здесь наоборот. Изначально вымышленный мир, куда попадает Джо, явно бред умирающего мозга, но где-то в середине история начинает вкидывать, что нет.



Проблема в том, что ничего кроме инверсии, история в своей структуре не предполагает. Если отбросить всю мишуру, она имеет реальный и нереальный пласты. Спойлеры! На реальном пласте пацан умирает весь комикс, чтобы в конце таки скушать шоколадку. В нереальном это классическая история про избранного, который спасёт мир. Со всеми клише этого жанра из условного Тысячеликого героя Кэмпбелла.

Линия про размытие граней реального-нереального тоже получит некое довольно однозначное разрешение, что тоже уводит историю к более простым и неинтересным вариантам.



Текст в этом комиксе, пожалуй, самое печальное из виденного мной. Примерно 90% его это какой-то белый шум. Он ни для чего не нужен, это просто "словода", как метко придумала одна моя подруга. Ну то есть словесная вода. Из комикса можно было бы вообще вырезать все текстовые пузыри, и комикс не потерял бы ничего. Что, пожалуй, можно отнести в заслугу Шона Мёрфи.

Да, давайте про рисунок, пожалуй. Он довольно ярок, выразителен, с кучей деталек... И местами даже впечатляет то, что изображено в кадре. Да, там вроде как лицо самого пацана вызывает местами припадки, но это чисто из желания докопаться до вешалки.

Я просто будучи сконцентрированным на тексте, не могу цепляться за рисунок. В смысле, что впечатление от рисунка в комиксе для меня напрямую зависит от качества истории. А история пустая. И поэтому даже весьма неплохая драка крысы и собакодракона где-то в середине не вызывает ничего кроме скуки. Мне не за что здесь переживать.



Завершая телегу про комикс, хочется вернуться к нераскрытому моменту в начале. Отчего у меня в целом пригорает от таких историй? От того, что они упираются в казус кота Шрёдингера, где история либо про восхитительное приключение подростков в фэнтезийном мире, либо про воображал, которые заигрались и ушли в психоз. И поскольку зачастую такие произведения прям настаивают на суперпозиции этих состояний, то меня оно разрывает.

Потому что я могу принять одно и принять другое, но не оба сразу.

Хороший пример истории, которая использует подобный троп, но не уходит в квантовую механику до конца, это "Запретное королевство", где - спойлеры! - главный герой в конце возвращается в свой мир, как будто и не было приключения. Но опыт, который он пережил его уже изменил, так что вновь попав в ситуацию из начала истории, он по-иному себя ведёт.

А впрочем... Расскажите, как вы такие истории воспринимаете?

P.S.: Напоминаю, что мы всё ещё в контексте эксперимента, где я заранее вам говорю, на что будет рецензия в воскресенье, а вы, если хотите, читаете то же самое и мы с вами можем вместе обсудить историю. В следующее воскресенье у нас "Трава" за авторством Ким-Жандри Кымсук.

P.P.S.: Вообще этот эксперимент показал свою неудачность. Я думаю, что я доведу его до логичного завершения рецензией на Отель Лето ещё через неделю, и мы попробуем другой формат. Я буду делать эфиры наподобие 30й минуты. По крайней мере, попробуем. То есть это формат онлайн-комиксклуба, где я заранее говорю, что мы будем обсуждать, потом завожу стрим с возможностью участия гостей здесь, в телеге, И либо рассказываю в одно рыло про комикс, либо мы с вами его обсуждаем вместе. Таков план.

издательство азбука, рецензии на комиксы, критика, зарубежные комиксы, комиксы

Previous post Next post
Up