Сэм Забель и Волшебное Перо (обзор)

Aug 25, 2024 19:01


Автор: Дэвид Хоррокс





Начнём с того, что сам бы я никогда до этого комикс не добрался. Название как будто подразумевает неизвестный мне контекст, имя автора ничего не говорит… Нет, ну куча зелёных женщин на обложке могла бы заинтриговать… Но не факт.

Узнал я об этом комиксе благодаря рецензии Карла Тота с Гиктара. Карл интересно пишет, размышляя довольно далеко от произведения в сторону, но при этом не отрываясь до конца от материала. Его текст меня заинтриговал, так что я тут же пошёл и купил себе томик. Вероятно, в ходе рецензии я ещё буду ссылаться на его текст, так что рекомендую и вам ознакомиться.

Сюжет повествует о Сэме Забеле, художнике-комиксисте, который переживает профессиональное выгорание. Когда-то он создал очень популярный авторский комикс, но теперь погряз в комиксах Марвел (не совсем, но около того) про Леди Ночь, и даже их рисует через силу. Всё меняется, когда он случайно натыкается на комикс, который нарисован волшебным пером, так что теперь любой, кто на него дунет, окажется внутри. Здесь, в оживших комиксах, Сэму предстоит пережить ряд увлекательных приключений, которые, разумеется, вытащат его из бездны разочарования.
(Не считаю это спойлером, поскольку такие сюжеты ну очень уж линейно прослеживаются из завязки)



По описанию может показаться, что я негативно отношусь к сюжетам про авторов. На самом деле я большой поклонник этого тропа про решение обыденных проблем через мистические приключения. Что характерно, зачастую сами произведения с этими приключениями подпадают под такое решение, ведь по сути человек обычно просто зарабатывается и ему нужна передышка. А кто бы что не говорил, а художественные произведения это в том числе форма отдыха.

Проблема, пожалуй, в том, что помимо этого, довольно сложно говорить о чём-то конкретном в этом комиксе. Вот Карл в своей рецензии сказал, что Сэм будто по истории комиксов перемещается. От раннего псевдо-Эдгара Райса Берроуза к временам Educational Comics и, внезапно, к хентаю. Но путешествие, если его так рассматривать, весьма рваное и мне лично сложно в нём уловить какой-то конкретную последовательность.
(учитывая комментарии под предыдущей рецензией можно подумать, что у меня нарушения в мозге, но вроде нет)



Единственный образ, который я вижу - это классическое приключение героя. То есть ГГ приходится принимать решения, брать на себя ответственность и видеть результаты своих действий. Всё больше и больше, и герой наконец набирается смелости и понимает, что и в своём личном тупике он просто поставил вокруг себя невидимые стены, и он же их и снести может.

Тут наверное, в целом можно заметить, что в жизни человека есть немало ситуаций тупика метафорического, не реального. Будь то непонятки с социумом у подростка, когда нет опыта и есть страх, или закоснелость автора после первого произведения, который не знает, о чём второе писать. Или закоснелость автора, загнанного сначала в рамки издательского бизнеса, а потом уже потерявший понимание, где реальные ограничения, а где уже не хочешь экспериментировать, потому что заругают и потребуют переделывать.



Два из трёх тупиков я привёл авторские, потому что произведение такое. Но конечно, тупиков таких гораздо больше, разных самых. И выход из них зачастую один - рисковать, делать и брать на себя ответственность за результат. Нет других путей, нет другого решения. Но поскольку это может быть страшно, неприятно, непривычно или наоборот, слишком привычно и потому набившее оскомину, то решение зайти через другие дела срабатывает как нельзя лучше. Так программисты начинают делать пет-проджект, а авторы начинают писать рассказики вместо продолжения магнум опуса. Ну а подрастающее поколение строит империи в Майнкрафте и предаёт друг дружку в Мафии.

Последний пример показательно обскурный, потому что я сам в последнее время заперся в четырёх углах и контакта с людьми-людьми у меня нет. Ну вот могу привести в пример знакомого бармена, который купил себе драм-машину и сейчас начал набивать мелодии. Очень приятные, как по мне.

Можно аргументировать взад-назад, что не любой опыт таких, игрушечных решений, действительно помогает напомнить себе про то, что делать решения полезно. Да. Но тут уже начинается территория личного опыта, он у каждого свой.

Далеко ушёл от комикса. Тема такая, близкая мне, и в то же время если вернуться к самому комиксу, то хочется согласиться с выводом в конце рецензии на Гиктаре - комикс хороший, и баста. Я не могу сказать, что он прям перевернул мою жизнь или имеет к тому тенденцию. Сам троп в его основе - волшебное перо, которое делает нарисованные миры реальными - вполне распространён, я уверен, вы и сами можете привести немало примеров. Плохо ли это? Нет. Оно просто есть.

Хорошо ли прописаны персонажи? Нормально. Тут их несколько прям с проработкой, и есть несколько слоёв глубины, есть изменения главного героя. Открытий нет - и они не обязаны быть.

Как бы это сказать. Произведение же не обязано быть самым лучшим в жизни? Не знаю, почему я сразу становлюсь сам перед собой в защитную стойку относительно комикса. Наверное, потому что он довольно душевный, но и только. Мне было приятно его читать, и я могу смело его рекомендовать к прочтению. Но, скажем, на полку я его не поставлю, положу куда-нибудь к остальным комиксам.

Рецензия слишком длинной получается, так что я её оборву прямо поср

P.S.: На следующей неделе, 1 сентября, также в воскресенье, будем поговорим о комиксе "Джо Варвар" Гранта Моррисона и Шона Мерфи. Если хотите, читайте комикс и присоединяйтесь к разговору.

P.P.S.: вообще ничего не сказал про рисунок. Будем считать, не нашёл подходящих слов, а к посту прикреплены картинки. Посмотрите-решите.

#комиксы #comics

бумкнига, размышления, рецензии на комиксы, #комиксы, комиксы, #comics, мысли

Previous post Next post
Up