Оруэлл, Деррьен, Торрегросс - 1984 (обзор комикса 2021 года)

Jun 25, 2024 09:03


Вернёмся к текстам про комиксы. Начну с комикса "1984" по Оруэллу. Адаптацию делали Жан-Кристоф Деррьен (сценарий) и Реми Торрегросса (художник). Перевела на русский Елена Музыкантова.





Неизбежно начать придётся с жанра антиутопии в целом. Я к нему никогда особо тепло не относился. Читал я только "классику" жанра - Хаксли, Брэдбери, Оруэлл. Замятина пытался, не осилил.

У меня можно найти умеренно восторженную рецензию на книгу Оруэлла, но сейчас я как-то куда более прохладно к ней отношусь. Обычно говорят, что антиутопия это жанр, но сложно определить жанром довольно простой каркас сюжета. В будущем, где что-то пошло очень не так, все делают вид, что всё хорошо, а всё плохо. Главный герой один из немногих, кто видит всё в истинном свете. От этого он страдает и либо сносит режим, либо, что более вероятно, ломается под его гнётом.

При том, что сам по себе мрачный взгляд на будущее это ок, просто отношение, сюжет антиутопии обычно не проходит никакой проверки на "вшивость". По крайней мере, ни одна из перечисленных выше антиутопий не бьётся с банальным здравым смыслом, с простой человечностью. Все эти облики будущего доведены до абсурда.



Ну собстно, основная придумка Оруэлла - полиция мысли, и мыслепреступления. То есть правительство настолько довлеет над гражданами, что контролирует мысли. В 1984 это делается опосредовано, через пропаганду и насилие. Что никогда и нигде физически не получалось.

Ладно, стоит перейти непосредственно к комиксу, а то у меня как минимум, не очень хорошая выборка по антиутопиям, как максимум - я сужу о жанре через призму прочитанного комикса.

Напомню вкратце сюжет, включая спойлеры. Главный герой, Уинстон, живёт в некоем тоталитарном обществе будущего. В книге говорилось, что это Лондон, в комиксе нет. Он работает в министерстве правды, переписывая историю страны в угоду партийной повестке сверху. Всюду запреты и его единственной отдушиной является дневник, куда он выплёскивает всё, что на душе копится. В какой-то момент он знакомится с другой девушкой, втайне бунтующей против системы, Джулией. Они встречаются какое-то время, после чего делают гениальный ход - пытаются присоединиться к местному подполью. Но подполье - это ловушка для таких простофиль. Их ловят, пытают, под пытками ломают сознание в угоду партии. И в конце главный герой славит правительство, против которого в начале бунтовал, пусть и тайно.

Во-первых, стоит заметить, что комикс смазывает картину ближе к финалу. Оно и в оригинале выглядит довольно скомканно и наивно выглядит. Главный герой верит первому встречному, да ещё и вместе с девушкой они отбрасывают всякий страх и ебу... встречаются в одном и том же месте постоянно. Ни в книге, ни в комиксе расслаблению не будет дано объяснения, мы должны додумывать, что а) в мире будущего не так распространён обман и ложь, так что люди наивны; б) они расслабились, потому что до этого всё было хорошо.

На первое можно ответить, что при этом в начале отношений подруга главного героя проявляет мастерство почти шпионажного уровня с записками, встречами в толпе и так далее, да и сам герой в курсе, что дневник надо ныкать и вот это всё. А на второе можно сказать, что на это нужно время, и вот тут как раз и работает скомканность. В книге хоть какое-то время описывается, здесь же они по ощущению через неделю буйных ласок решили снять квартиру и постоянно там еба... общаться.



Что, я слишком пошл? Обращайте этот аргумент к авторам если не книги, то комикса. Они и на сексе немалый акцент делают, и подчёркивают несколько раз, что девушке секс нравится, поэтому она переебала половину политбюро. В комиксе и книге это несколько иначе подаётся, но тем не менее.

Вообще из-за того, что комикс скачет по ключевым событиям, оно в принципе несколько в фарс превращается. Особенно финал, где главный герой славит Большого Брата, разевая щербатую после пыток пасть.

Тут стоит несколько за книгу заступиться, хотя и там это сделано несколько в лоб. Однако в книге, как известно, куда более уместен внутренний монолог главного героя. И книга этим пользуется, описывая степень отчаяния Уинстона, степень надломленности тем, что он вынужден предать всего себя, даже самые укромные свои уголки. И финал куда более развёрнуто обозначает всю сцену в кафе "Под каштаном", где обретают последнее пристанище перед казнью раскаявшиеся диссиденты.

Что в итоге представляет из себя комикс как история? Довольно простую трагедию маленького человека, противостоявшего режиму, как он мог и умел. В конце, как и в любой трагедии, герой проигрывает. В данном случае ещё и зло торжествует, в отличие от какой-нибудь классики вроде Гамлета или Короля Лира, где... ах да, спойлеры. Хотя извините, если вы не в курсе, чем кончаются классические трагедии Шекспира, бог знает, на каких хрестоматийных примерах вам выкладки показывать. На анекдотах про Чапаева, Петьку и "нюанс"? Вопрос риторический, я надеюсь.

В общем, комикс прост как палка, и назвать его хорошо исполненным довольно сложно. Как историю. С точки зрения рисунка всё довольно любопытно выглядит.

Весь комикс выполнен черно-белым, с большой долей серых оттенков и полутонов. Но некоторые акценты раскрашены. В основном это эмоциональные всплески Уинстона. Самой раскрашенной, собственно, является первая постельная сцена в лугах за городом.



Довольно любопытно нарисованы люди. Явным источником вдохновения была экранизация с Джоном Хёртом. Главный герой, как и его девушка, нарисованы не красивыми, но и не уродами - довольно простыми людьми с простой внешностью. Как мне всегда казалось, такой рисунок сложнее всего. Нарисовать урода самое простое, нарисовать красавиц и красавцев следующий уровень. Нарисовать обыденность - некий высший пилотаж. Не обязательно требующийся к реализации, но как индикатор.

Подитоживая всю ситуацию. Как альтернатива книге, комикс не состоятелен. Там ещё я не стал вдаваться в детали, вроде отсутствия истории про двумыслие. Вкратце - и так не сложный сюжет теперь ещё и лишён глубины проживания главного героя.

Как артбук к книге, комикс может представлять интерес. Нарисовано на мой вкус весьма недурно.

Самое главное забыл. Я-то этот комикс взял в библиотеке, в той самой ДГПБ, Покупать бы я это не стал, а если бы купил, то скорее всего пожалел бы. Так что если и соберётесь ознакомиться - то либо поднимайте Весёлого Роджера, либо ищите в библиотеках. Ну или на ваше усмотрение.

У меня всё на сегодня.

P.S.: Уже отправляя текст в публикацию, увидел, что есть и другая комикс-адаптация. Но до неё я не добрался, такие дела.

#комиксы #оруэлл #антиутопия

#антиутопия, рецензии на комиксы, критика, издательство эксмо, #комиксы, комиксы, #оруэлл

Previous post Next post
Up