Иногда моё восприятие преподносит сюрпризы. Как правило, речь о неприятных открытиях, поскольку вдруг выясняется, что имеется какой-то фильтр, влияющий на оценку ситуации. И разумеется, осознаю я это в тот самый момент, когда неудобство переросло в проблему.
Помните, я как-то рассказывал про создание
Художественно Увлечённой Инквизиции на diary? Сообщество маленькое, но развивается, тексты/рассказы публикуются и два последних вызвали у меня неожиданные затруднения.
Речь, если что, о
рассказе про Ласку от жабервокки и истории про
корпорацию "По Щучьему велению" от Slowsilvery.
Затруднения состояли в следующем. Текст про Ласку я в принципе не смог читать, а через рассказ о щучьем велении пробирался с боем, задыхаясь и скрипя зубами. Попытку объяснить это через построение текста я оставил в комментариях под записями, а здесь поговорим о внутренней стороне ситуации. Потому что хотя у историй есть объективные причины вызывать отторжение, куда большее влияние оказали мои предустановки.
1. Разбивка. Я разучился воспринимать текст без отступлений и красных строк.
Если абзацы отделяются
вот так, а не
вот так, то я теряюсь. Текст кажется вдруг монолитным, а засилье маркетингового подхода к написанию этих самых текстов приучило, что длиннющий абзац - это какая-то скучная ерунда. Исключения, конечно, есть, например, абзацы в замечательной серии Лабиринты Ехо могли длиться страницу или две без проблем для восприятия. Общей картины они не меняют.
Разумеется, это как раз один из фильтров восприятия, сам по себе не имеющий негативных последствий. Вот только стоит мне столкнуться с необходимостью прочитать текст, написанный одним абзацем - и я напрягаюсь, силясь вместить его в голову. Что характерно - это ведь не должно вообще быть проблемой. Это всё тот же текст, он всё так же читается от буквы к букве, от точки до точки. Тут просто ещё второй момент включается - инстинктивная неприязнь к изменениям, к отсутствию единомыслия. Люди думают, что можно изъясняться длинными абзацами? Горите, еретикикикики!
2. Движение от общего к частному. Точно так же, как я привык к разбиению на абзацы, я привык к построению сюжета по принципу "законченная мысль=абзац", где "мысли" выстраиваются последовательно. В контексте художественных произведений это общий план - средний план - близкий план. То есть мир, показанный через небо, погоду, тип местности (город, равнина, побережье и пр.), затем улица/помещение/окружающие/сцена (разговор, драка, движение, размышление и пр.), а после и описание персонажа. Какая-либо деталь или даже цельный элемент (общий план, например) может быть пропущен, но примерная схема обязана выглядеть так. В противном случае нетерпеливое подсознание снова вкладывает в руку факел. Что характерно, сам я при написании рассказов нарушаю это правило.
При этом важно понимать, что сам по себе этот подход рабочий. Просто привыкая воспринимать тексты через призму "вот так правильно", вдруг начинаешь судить и приговаривать. Права, которыми я не обладаю, да и не должен.
3. Консерватизм, как базовое состояние. Чё-то новое? Сразу на костёр. В смысле, полезное? Ну жили же как-то раньше без странной подозрительной приблуды, выживем и дальше без неё. Зачем вообще что-то менять?
За результатами. За улучшением условий. За борьбу с энтропией.
Напоследок главный вопрос - а зачем я это всё вам рассказываю? Ну во первых, чтобы вы таки зарегестрировались на дайриках и подписались на
сообщество . В смысле, вам неудобно? Там же смайлики из аськи! Как это вы не ностальгируете? Ладно, а подискутировать с умными людьми о творческой ерунде не интересно? Ну и ладно, и без тебя весело.
А во вторых, я ведь не уникален в своих заблуждениях. Заботливые друзья мне порой показывают на "братьев по разуму", совершающих при написании текста те же ошибки, что и я. Так вот, если вы, читая текст, увидели себя, имейте в виду - ещё есть шанс. Или нет, хех, по крайней мере, вы не одиноки =) Но шутки в сторону, всё можно изменить. Вопрос желания. Мне вот неприятна ситуация, когда принятые необдуманно установки мешают жить и развиваться. А вам?