Комикс «Человек-Паук. Ещё один день» печально известен среди любителей комиксов вообще и Человека-Паука в частности. Если бы какой-нибудь блогер взялся составлять «топ предательств» в комикс-индустрии, это событие заняло бы одно из первых мест. Основная причина - в изменении канона Паука, но эти четыре комикса, собранные под одной обложкой, являются более серьёзным провалом. Плохой сценарий, отвратительный рисунок, предательский подтекст... И всё же каждому поклоннику Marvel стоит с этой историей ознакомиться. Чтобы знать, насколько глубоко может пасть комикс вообще и «чудо-издательство» в частности. Таково моё мнение, если вкратце, а теперь - подробно и с объяснением.
Сюжет комикса продолжает историю, начавшуюся с раскрытия тайны личности Человека-Паука во время другого печально известного события - «Гражданской войны» Марка Миллара. Теперь все знают, что под маской Человека Паука скрывается Питер Паркер, у него есть жена Мэри Джейн и тётя Мэй, можно бить по ним. Под конец «Гражданской войны» Питер оказался в бегах, преследуемый законом. И в одном из отелей, где он прятался вместе с семьёй, тётя Мэй получила пулю, предназначенную Паркеру. Тётя в коме, а Человек-Паук ищет помощи у коллег по цеху. С этого и начинается «Ещё один день».
Первое, что бросается в глаза - это слова, с которыми Паук уносится в ночь за помощью. Мол, что же я буду делать, я же не могу взять на себя вину за смерть невинного человека. Я ж себя не прощу, если она умрёт... Понятно, что хотели сказать авторы, но формулировка выбрана максимально жалкая и эгоистичная. Питер Паркер в этой истории не тот герой, за которого хочется болеть. Легко предположить, что сценаристы пытались показать надлом личности, но как ни крути, следует понимать - это уже происходило после 500 выпусков Паука. Читатели видели самые разные ситуации, в которые Паркер попадал и из которых выбирался ловко, дерзко и с достоинством. К тому же это не первый раз, когда тётя Мэй в подобной ситуации, так что такой надлом героя - нет, супергероя - неправдоподобен.
Второе, рисунок. По большей части он находится в тренде тех лет - и к сожалению, в те годы рисунок очень страдал в качестве. Возможно, из-за активного перехода на компьютерную графику, который на тот момент всё ещё находился в процессе. Может, тогда это казалось круто, но времена изменились и теперь уже не кажется. В любом случае рисунок оставляет желать лучшего. Анатомия, перспектива, выражение лиц - всё это на некоторых страницах вызывает ужас или смех, в зависимости от характера читающего.
Третье заметит уже более аналитичный читатель - бессмысленность первых выпусков. Вся история раскрывается в четвёртом, последнем выпуске события. На закономерный вопрос - зачем другие? - ответит сэр Бенджамин Франклин, чьи цитаты куда менее популярны, нежели его портреты. Можно предположить, что авторы хотели показать постепенное становление отчаяния Питера Паркера от осознания, что помощи нигде не найти. К сожалению, этим они лишь сотворили кучу сюжетных дыр и сделали несколько возмутительных заявлений.
В одной сцене нам показывают, что Паук обратился за помощью и к Думу, и к Стрэнджу, и к Осьминогу и ещё к десятку супергероев и суперзлодеев, каждый из которых в своих собственных сериях справлялся с состояниями куда хуже, чем то, в котором находится тётя Мэй. Но нет, никто не знает, чем помочь бедолаге Паркеру.
В другой сцене Питер встречает альтернативную версию себя - задрота, увлечённого играми, комиксами и геймдевом. И тот вдруг заявляет, что люди, читающие комиксы и погружающиеся в видеоигры - неудачники, которым никак иначе не самореализоваться. Что по сути означает, что словами персонажа авторы комикса заявляют, что люди, которые прямо сейчас читают этот самый комикс - неудачники. Ну шикарно же, когда автор оскорбляет своих читателей, да? А чего вы такие злые, всё ж хорошо?
Наконец, главное. Здесь, увы, спойлеров не избежать. В конце истории вдруг обнаруживается, что это трагедия, обернутая фарсом. Главный герой идёт на сделку с дьяволом - буквально, с Мефисто. И конечно, сделка не в его пользу и последствия мы наблюдаем по сю пору. Люди, знакомые с мультсериалом 90-х и фильмами Сэма Рэйми, если сунутся во все комиксы после «Ещё одного дня», с удивлением обнаружат отсутствие Мэри-Джейн. В крайнем случае она где-то пробегает мимо и никак не связана с Паркером. С чего бы это? Всё верно. Такова была сделка с Мефисто. И это очень слабое завершение всей сюжетной арки Человека-Паука, начавшейся в Гражданской Войне. Потому что ни нормального обоснования своему решению, ни адекватной «дьявольской игры», основной фишки сюжета про сделку с нечистым, ни тем более объяснения, какими последствиями это всё обернулось для вселенной.
Вот ты, дорогой читатель, выдержал весь этот разгром комикса и, может быть, хочешь спросить - так почему эту историю стоит почитать каждому? Почему издательство Комильфо выпустило этот комикс на русском языке, да ещё и приличным тиражом? Сейчас объясню:
1. «Ещё один день» является исторически важным комиксом. Авторы не скрывали, что намерены повторить приём, опробованный на Гвен Стейси - ещё более давней подруги Человека-Паука, которую убили в 1973 году. И Стэн Ли подмечает в послесловии к выпуску, что ему тогда тоже говорили, что он это зря. К сожалению, в случае «Ещё одного дня» замах был на рубль, а удар вышел на копейку. Но авторы и редакторы пошли до конца и не отменили своё решение даже под давлением фанатского сообщества. Это ж вам не Капитан Америка, работающий на Гидру!
2. Как я отметил в самом начале, это нужно один раз увидеть. Я могу очень долго распинаться, пересказывать впечатления, приводить картинки с примерами - но прочувствовать и осознать степень падения можно лишь воочию. Возможно, покупать этот комикс не лучшая идея, но хотя бы глянуть в сети однозначно стоит.
3. На любой комикс о Человеке-Пауке найдётся любитель. Мыши кололись и травились, но продолжали жевать кактус. Есть у меня знакомая девушка, которая неплохо рисует. Так вот мы с ней обсуждали комикс и она и словом не упомянула ужасы рисунка. Её лишь раздражало, что сюжет предсказуем и большую часть «неожиданных» поворотов видно издалека. А в целом ей всё «ок» было. Так что как знать, может, это лишь я злобный мудак, согласный с Линкарой в
ненависти к этому и подобным сюжетам.
Итог: Отвратительный комикс, вошедший в историю. За это и заслуживает если не приобретения, то ознакомления. Вы не готовы к тому, насколько он плох, я вам гарантирую.
Спасибо
магазину комиксов «Черепаха», предоставившему комикс на обзор. Магазин находится по адресу пер. Суворова, 52а (Creative Space).
#spiderman #человекпаук #стражински