И снова Средневековье - Пол Андерсен "Крестоносцы космоса"

May 21, 2016 12:00


Почти одновременно с окончанием прочтения "Имени розы" Умберто Эко в мои руки попал третий том серии "Детектив. Фантастика" ( предыдущая рецензия на рассказ из этой серии). Я обрадовался, решив, что отдохну от монахов, молитв и Бога. Я даже название книги не глянул, и добравшись до второй страницы, залился горьким смехом. Снова 14 век, снова главнй герой монах. Правда, затем всё повернулось космическим боком и рыцарями, и можно сказать, что от книги Эко я и впрямь отдохнул.



1345 год. Самое начало Столетней войны. В захолустном Энеби (насколько я понял, просто некий город N в Англии) барон Роже собирает отряд добровольцев, чтобы присоединиться к королю Эдварду в войне с Францией. Однако этим планам не суждено сбыться, так как прямо на город садится корабль пришельцев с далёкого Версгора. Пришельцы оказались из космической империи, что постоянно расширяет свои границы, присоединяя подобные отсталыие миры. Однако высадившись на Землю, версгорцы отхватили слишком большой для них кусок.

Люди барона захватывают корабль и убивают большую часть пришельцев. А затем с помощью пленников осваивают новую технику в надежде обратить её на пользу короля. Однако первая же попытка оканчивается предательством пленника-версгорца, отправившего корабль не во Францию, как планировалось, а на одну из планет Версгорской империи. И понеслось...



Прежде всего стоит отметить крайне необычную изначально идею. Отправить средневековых суеверных людей в космическое путешествие, показав, как они будут адаптироваться к столь резко изменившимся условиям. Да и далее развивающийся сюжет не устаёт поражать оригинальностью задумки.

Отдельно стоит отметить умение Андерсена делать действительно неожиданные повороты сюжета. То есть, возможно, для кого-то они и будут предсказуемы, но я поддался на уловку писателя. Фокус в том, что Андерсен использует обманку, в течение продолжительного времени подкидывая намёки на некий исход событий. А затем вместо ожидаемого развития ситуации мы получаем бросок в совершенно другую сторону. При этом и не пахнет богом из машины - отнюдь, такой поворот был возможен, просто казался маловероятным. Сделано очень ловко.

Кроме того, книга напичкана изящными аллюзиями на классику рыцарского романа. По сути, структура "Крестоносцев в космосе" повторяет легенду об Артуре и Камелоте, но с космосом и межрасовыми отношениями. Плюс получилось куда реалистичнее. Я знаю, что при упоминании о крестоносцах в космосе слово "реалистичнее" звучит неубедительно, но что поделать, мотивация персонажей здесь куда приземлённей, а потому поверить в неё проще.




Автор книги "Крестоносцы Космоса" - Пол Уильям Андерсон (1926-2001).

Однако назвать "Крестносцев космоса" бриллиантом тоже нельзя. Персонажи хромают на обе ноги, а диалоги малость попахивают древесной стружкой. Само повествование довольно неровное, поскольку скачет от конкретной ситуации к краткому изложении событий за неделю или больше. Некоторые неровности позже исправляются, однако некоторые остаются неизменны. Ко многим описываемым событиям возникает просто тонна вопросов и сомнений отсноительно реалистичности происходящего. Тем удивительнее, что соседствует это наоборот, с реалистичными событиями и действиями.

Очень непросто однозначно оценить эту книгу. Первые полкниги я посмеивался и зевал, вспоминая, насколько более аутентично описывал мысли монаха Умберто Эко. Однако во второй половине, особенно ближе к финалу, я вдруг растерял скепсис и следил за событиями с возрастающим интересом. После прочтения я сначала рассмеялся, а затем учтиво присвистнул, разве что не заоплодировал Полу Андерсену.

Итого: 4 из 6. Желания вновь продираться через начало книги у меня не возникает, и вряд ли оно возникнет у вас. Можно даже больше сказать, из-за своей специфики книга вряд ли найдёт отклик у широкой аудитории. Отчасти, книга напоминает популярный ныне жанр mash-up, вроде нашеумевшего недавно "Гордость и предубеждение и зомби". Всё же лишь отчасти, и удовольствие она всё же доставляет. Несмотря на стоеросовость персонажей сопереживать им не составляет труда, а развитие истории интригует. Так что скорее да, чем нет.

P.S.: Вы не поверите, но даже к этому малоизвестному роману есть экранизация. Правда, немецкого производства, с малым бюджетом и судя по найденному в сети фрагменту, весьма посредственная. Тем не менее, впечатляет. Ах да, и в 1961 году роман получил премию Хьюго. Звучит, как вызов - найти среди номинантов того года книгу получше этой.

P.P.S.: Есть мнение, что создатели Warhammer черпали вдохновение из этого романа. Но это, как бы, немного спойлер.

книги, рецензия

Previous post Next post
Up