Любопытно связать этот акт с разработкой АНТ-4 (ТБ), ПОЛЕТЕВШИМ в тот же 1925 год.
Мои догадки: не очень-то надеялись и на второй, после ЮГ-1*, советский цельнометаллический торпедоносец; и в Юнкерса не верили, и в алюминий - не особо. Напомню, что упомянутую в акте лодку катамаран предложил ди Бартини, которому сразу дали генеральский чин много выше Туполева. Но через несколько лет в итальянце (австрийце? хорвате?) разочаровались, отставили. И шпионом итальянских фашистов оказался, хотя приняли его после преследования в Италии именно захватившими всю власть в 1922 фашистами.
Постоянно занятные советские истории друг с другом не сходятся.
Такие короткие документы показывают мнение заказчика и экспертов. То есть очень важны. А вот мнения «историков», что они как бы вкладывают экспертам, - давить!
Еще отмечу, что в 1925, как видно, рассчитывать закупить могли только в фашистской Италии или тайно у реваншистов Германии. Об Англии, Франции, США речи нет.
Приведу выдержку из акта прямо:
<…>
5) Торпедоносцы
а - деревянные: «Савойя 55», как новая идея разрешения поперечной остойчивости, идентичная нашему торпедоносцу, строящемуся. Причем, если будет возможность приступить к опытной эксплуатации до I/IV-26 г., приобретение этого самолета целесообразно, т.к. даст возможность предусмотреть конструктивные недочеты.
б - металлические: «Фоккер 2-Т-4» [вероятно речь о «Фоккер» Т.II]- поплавковый самолет грузоподъемностью 1100 клг, 2-х моторный. Поплавковый самолет «Дорнье» - интересный безстоечным шасси и высоким расположением винта, но имеющий низкое расположение торпеды, почему возможно опасаться ее повреждений водой (вес торпеды 1064 клг). Необходимо выяснить возможность установки торпедо-сбрасывателя на самолете «Рорбах III». Самолеты «Дорнье Валь» и «Рорбах III» могут быть использованы как разведчики дальнего действия, причем дальняя разведка моря является главным видом разведки для нужд флота.
В отношении торпедоносцев желательно приобретение нескольких типов, дабы путем параллельной эксплуатации с отечественными самолетами наметить окончательную форму нужного самолета. Очевидно, что тип торпедоносца для Балтийского и Черного моря будет различен, чего заранее теоретически предусмотреть нельзя. <…>
Морспец УВВС РККА Тулупов
Нач. ВВС Чернморя Лавров
Нач. ВВС Балтморя Гикса
Командир 1-й Отдельной минной эскадрильи Сорокин
------
РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 102. Л. 18, 18об.
------
* - трёхмоторный алюминиевый G.24, переделанный в торпедоносец гидроплан, полетел осенью 1924, прообраз Ju 52/3. Переделка эта нарушала ограничения Entente, поддерживала немецкий реваншизм. Самолёты долго летали в Заполярье. Как торпедоносец не имел достаточной дальности и грузоподъемности, хотя требования к грузу были явно завышены из-за пулемётов и пулемётчиков. Многомоторность и вместимость явно позволяли исполнить требования, но не капало.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий