jr0

Leave a comment

Comments 13

perasperaadmars December 19 2018, 03:07:54 UTC
Спасибо за статью, весьма интересно. Вообще я не сторонник использования НДМГ/АТ в качестве компонентов ракетного топлива, но с технической стороны прекращение работ по РД-270 весьма жалко. А ещё более жалко что работам по метановому РД-0162 не видно конца и края, а у трёхкомпонентного РД-701 не видно никаких перспектив. Столько интересных и перспективных идей было загублено из-за недостаточного финансирования. А нашим двигателистам в большинстве случаев приходится работать "под сукно" - без перспектив увидеть свою работу на летающих ракетах.

Reply

jr0 December 19 2018, 11:19:47 UTC
История ЖРД в СССР, это путь изумлений: НК-33 (Н1) или РД-0120 (Энергия). Вообще, советские водородники, сгинувшие почти. Если Индию не вспомнить, то они кажутся мифом.

Впрочем, в США любопытных и не состоявшихся проектов тоже много. Бывает, как с Merlin (LCPE) и Raptor (IPD), вообще - метан, они выстреливают через десятки лет. Но вспомните хотя бы клиновозлушник, F-1 и M-1. Видимо, именно так со стороны выглядят развитые школы ракетостроения. Двигатель здесь, за редким исключением, часть проекта ракеты. И, как видим, вовсе не самая важная, хотя такой вывод необычен. Дело, может быть, в одноразовости, вот и решения трудно понять.

Рад, что понравился.

Reply


(The comment has been removed)

jr0 December 19 2018, 11:25:08 UTC
Спасибо за неожиданное для меня предположение.


... )

Reply

(The comment has been removed)

jr0 December 20 2018, 00:50:48 UTC
Кстати, для BFR Маск упоминал систему наддува баков от двигателей, а не из гелиевых баллонов. Тем более что система управления Raptor, кажется, явно будет цифровой и изощренной. Думаю даже, что все затевается ради гибкого и изощренного управления.

Нет, уж любому-то двигателю теплообмен с топливом не надь. Одноразовики - дело такое, простое как палка.

Reply


bebayesian December 19 2018, 10:56:55 UTC
3. Температура кипения метана (−162°C). Лучше добавить, а то к п.3 я забыл, что было до двоеточия.
После турбины компоненты и небольшое количество образовавшихся выхлопных газов. Опять же не обязательно, но мне было бы яснее.
Полная газификация, в сравнении частичным сгоранием ... Имеется ввиду полная газификация именно перед насосом? В альтернативной схеме тоже происходит полная газификация, но за счет частичного сгорания уже после насоса, или полной газификации не происходит вовсе?
2. Мощное охлаждение сопла? перед турбиной
Стоит ли к РД-180 добавлять эпитет пресловутый?

Reply

jr0 December 19 2018, 11:31:34 UTC
Спасибо. Я подумаю.

РД-180 не пресловутый? В вики эпитеты применяются и, вроде, уместны. Он именно тот самый, о чем все говорят, а не 11Д123 какой, который и не запомнить. Звезда. Хотел подчеркнуть тем, кто не твердо помнит.

Reply

mfi December 19 2018, 12:52:48 UTC
Пресловутый - синоним "дурной памяти", "злосчастный" и т.п. - отрицательная коннотация. Приобретший отрицательную или сомнительную известность, славу, нашумевший, являющийся предметом общих толков.

Это имелось в виду? Или нейтральное "широко-известный"?

Reply

jr0 December 19 2018, 16:04:41 UTC
Широко-известный, знаменитый, осуждаемый, отверженный, предмет спора. Все об РД-180. Помечаю так его для тех, кто нетвердо помнит, что это "тот самый", а не "еще один".

Популяризаторам стоит помнить, что никто не обязан запоминать циферки какие-то. ВАЗ-210993, вот это марка, вызывающая доверие. Энергомашевцы, уверен, сами не знают, где у них РД-193, а где РД-151, а это один и тот же проект.

Reply


faber_scriptor December 19 2018, 17:03:56 UTC
Насколько же на схеме меньше трубопроводов по сравнению с готовым изделием)

Reply

jr0 December 20 2018, 00:42:42 UTC
Нет, прежде всего, системы управления. Ее датчиков. Вот вам порно со звездой RS-25:


... )

Reply

faber_scriptor December 21 2018, 20:53:58 UTC
Да, картиночка завораживающая. "Ни хрена не понятно, но очень интересно". Впрочем, на меня и более простые схемы (вроде двигателя Х-22, что в нашем музее лежит) производят похожее впечатление, т.к. представление о двигателях у меня слишком общее - ЖРД от ТВД , РДТТ, ПВРД я отличу, но подробности - уже нет.

Reply


ichthuss December 19 2018, 21:09:58 UTC
На картинке кислород не газифицируется. Так задумано, или такая попалась?

Reply

jr0 December 19 2018, 23:22:02 UTC
Такая попалась. Вики. Вообще, стоило бы мне указывать источник изображений.

Reply


Leave a comment

Up