Статья познавательная, а не о новостях.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/50/Raptor_Engine_Unofficial_Combustion_Scheme.png)
Нарисованная неизвестным мне любителем схема ЖРД Raptor.
1. Raptor питается переохлаждёнными значительно ниже температуры их кипения жидкими метаном (LCH4) и кислородом (LO2). Эту пару компонентов ракетного топлива часто обозначают LO2/LCH4. В ЖРД Merlin использован охлаждённый до −7°C керосин RP-1 и переохлаждённый до −207°C кислород - LO2/RP-1.
Преимущества жидкого метана, в сравнении с керосином в ЖРД:
- Молекулярная масса продуктов горения намного меньше, чем керосина, много легчайшего водорода. Это увеличивает скорость их истечения из сопла, а значит и полезную работу массы топлива. Мера скорости истечения массы - удельный импульс двигателя (УИ).
- Меньшее содержание углерода уменьшает нагар (отложившуюся сажу) в местах горения.
- Температура кипения (−162°C) и кислорода (−183°C) близки, что позволяет хранить их рядом без существенной теплозащиты, а керосин может замёрзнуть.
- Лучше охлаждает горячие части двигателя.
- Меньше смачивает топливную систему, менее вязкий, а потому полнее расходуется, не оставляет загрязнений.
- Меньшая вязкость и переохлаждение снижают опасность кавитации в топливной системе.
- Легко испарить и так использовать для горения, смешивая газы - метан и кислород, а не капли керосина.
- Горящая смесь газов создаёт меньше биений процесса горения.
- Существенно дешевле керосина нужной чистоты, что однако почти не сказывается пока на стоимости полётов.
- Наконец, метан и кислород можно получить вне Земли, с помощью электроустановки из углекислоты и воды на месте, что имеет очевидную важность для межпланетных перелётов.
Недостатки:
- Больший размер и масса баков из-за почти вдвое меньшей плотности жидкого метана.
- Больший потребный объём перекачки, размер и мощность насоса.
- Испаряется при хранении и даже несколько ядовит. Надо охлаждать, чтобы хранить. Опасно использовать без вентиляции.
- Наконец, ракет на метане пока нет, а применение керосина проработано.
2. Для Raptor использована замкнутая схема для турбонасосов (ТНА), в которой продукты сгорания для привода турбины насосов попадают в общее сопло ЖРД.
В Merlin выхлоп привода насоса используется для наружного охлаждения сопла, что ведёт к потере вклада этой части топлива в тягу, быстрому росту расхода топлива при увеличении мощности насоса. В Raptor же охлаждение сопла совершает полезную работу - испарение топлива.
Недостаток замкнутой схемы в большей стоимости разработки и доводки такого ЖРД, его большей сложности и стоимости производства. Тем не менее, она применяется на большинстве советских ЖРД и нескольких двигателях, уже применённых в США и Японии.
3. Для Raptor использована так называемая полная газификация топлива до турбин турбонасосов (ТНА). Такой приём называют ещё «полнопоточный привод» насосов или система «газ-газ».
Пока такое решение - удел стендов и исследований. Например, во многом уникальный, но стендовый РД-270 или конкурсная программа «Integrated Powerhead Demonstrator (IPD)» ВВС США и NASA, начавшаяся в 1998 году и сведения о которой заканчиваются в 2013 году. Raptor не первый ЖРД такого облика на стенде, но вероятно станет первым полетевшим. Любопытно, что в программе IPD пыталась принять участие и фирма TRW, в которой главным конструктором отдела ЖРД работал Том Мюллер. В SpaceX он перейдёт в 2002 году.
Для Merlin же он использовал двухпоточный насос с единым приводом на жидких компонентах топлива. Решение, характерное для другой его работы в TRW - ЖРД LPCE, испытанного им на стенде с разными топливными парами кислороду, включая водород и метан.
Суть полной газификации в том, что, пройдя свой насос (по числу компонент - два ТНА), каждый жидкий компонент топлива испаряется в теплообменниках и попадает в камеры сгорания приводов насосов газообразным, где, чтобы дать энергию приводящую насосы, добавляется небольшое количество другого компонента сгорающего перед турбинами. После турбины компоненты и небольшое количество выхлопных газов попадают в единую камеру сгорания ЖРД двумя потоками.
Полная газификация, в сравнении частичным сгоранием в газогенераторах замкнутой схемы, применённой во многих советских и некоторых американских и японских двигателях, имеет ряд преимуществ:
- Безопасное разделение компонент до камеры сгорания ЖРД.
- Мощное охлаждение перед турбиной полным потоком компонента.
- Возможность менять соотношение производительности обоих насосов сложной системой управления.
- Уменьшение взаимовлияния потоков компонент через единый привод насоса, включая с трудом устранимое высокочастотное.
- Сжигание газов в приводе насосов относительно проще, чем капель жидкости.
- Независимая система управления насосами улучшает управление тягой и соотношением компонент для меняющихся обстоятельств.
- Мощность насоса не связана с прямыми потерями, а потому возможно увеличение давления, которое ведёт, прежде всего, к росту тяги без увеличения двигателя и связанных с ним конструкций ракеты.
- Устранение кавитации после насоса, где компоненты ещё жидкие.
Преодолению кавитации в насосе способствует переохлаждение компонент, применённое для Raptor. Некоторые из перечисленных достоинств сказываются и далее в камере сгорания двигателя.
Есть, конечно, и недостатки. Главные:
- Дороговизна отработки и изготовления сложной системы управления подачей компонент.
- Дороговизна отработки и изготовления горячей части ТНА кислорода (камера сгорания и турбина), где на неё воздействует кислород и продукты горения («кислый газ») при очень высоком давлении;
- Возможность появления нагара (сажи) в горячей части ТНА метана, из-за углерода в его составе.
Уменьшает опасность нагара и система управления потоками компонент. Недостатки, видимо, оправдываются многократностью применения Raptor и указанными преимуществами.
4. Наконец, величина давления в камере сгорания ЖРД Raptor. В 2018 году руководство SpaceX объявило о достижении давления порядка 250 атм, как цель указывают 300 атм и даже 350 атм после крупных доработок.
Для сравнения, Merlin 1D+ - более 100 атм, пресловутый Энергомаш РД-180 - более 250 атм, метановый Blue Origin BE-4 по проекту - более 130 атм. Недостатки высокого давления очевидны:
- Снижение надёжности, особенно насоса кислорода.
- Повышение цены.
Достоинства, как для любой пневматики:
- Рост тяги при почти том же размере ЖРД, исключая сопло, почти той же массе двигателя и конструкций ракеты с ним связанных.
То есть, имея ввиду современное отношение к снижению издержек, номинальное давление в камере сгорания показывает скорее степень доведённости ЖРД. Совершенствуя Merlin, Том Мюллер показал, как далеко он может уйти от показателей исходного образца: Merlin 1A - 54 атм в 2006 году, Merlin 1D+ - 108 атм в 2017 году.