Ещё несколько десятилетий назад мы возвращались с работы домой, запирали за собой дверь и понимали, что наконец-то мы и наши сбережения в абсолютной безопасности - никто не будет уговаривать вступить в новую секту, знакомый не уговорит вложить деньги в его бесперспективный проект, не будут приставать цыгане с призывами погадать по руке за "позолоти ручку". Можно отдохнуть и расслабиться. В наше время с появлением новых технологий, Интернета эта грань безопасности начинает смываться. Теперь нами, нашими поступками пытаются манипулировать люди, которые находятся по ту сторону монитора. Теперь, сидя за компmютером, можно и вступить в секту, и в партию, и в клуб жертвователей своих состояний на спасение удаленной планеты, недавно открытой узким кругом каких-то ученых. Мошенники используют тонкие психологические механизмы, чтобы заставить нас делать то, что им выгодно. Нам может показаться, что решение принимаем мы сами, но на самом деле нас к этому толкают умелые руки разработчиков сайтов.
Недавно наткнулась в новостных лентах на новость о том, что в гостинице "Бородино" 17 ноября состоялся учредительный съезд партии "Народный альянс". Зашла на их сайт, который, к моему удивлению, оказался довольно-таки показательным примером того, как используются новые технологии для манипуляции эмоциями и поведением людей. Об этой партии рядовому обывателю известно не много, только, что она есть, у нее прошел съезд, ну и собственно, что ее председателем был избран Навальный. И только наиболее настойчивые и любопытные находят на просторах интернета о ней хоть какую-то информацию.
Итак, допустим рядовой обыватель посмотрел новости, узнал, что какая-то новая партия появилась и решил зайти на их сайт. Что он увидит на сайте в первую очередь? Первым бросается в глаза слайд-шоу (из-за того, что картинки ребят в глазах), где выложены фотографии людей из разных регионов вступивших в партию. Фото выложены в духе Навальновско-Удальцовских навыков великих счетоводов. На большинстве фотографий с регионов сфотографирован лишь кусочек аудитории. Вряд ли фотограф был столь непрофессионален, что решил сфотографировать 4х человек в правом ближнем к сцене углу. Скорее всего - это были все присутствующие. Но если членов партии в этом попрекнуть, то сразу пойдут возмущения в духе, что зал настолько полон, что остальные не влезли в кадр.
Интересно посмотреть, как на этом сайте Навальный и его сподвижники пытаются манипулировать каждым из нас. Внимание человека при просмотре интернет-сайтов направлено точечно, оно не рассеивается по всей странице сразу. Если вы хотите понять, что самое главное для создателя того или иного сайта, достаточно посмотреть, что размещено в верхнем левом углу. Эта точка привлекает внимание читателя, только после его взгляд падает в центр, а правое поле и низ страницы вообще часто выпадает из восприятия. На сайте "Народного альянса" в верхнем левом углу находятся 4 крупных квадрата (2 шт оттенков красного цвета и 2 шт оттенков синего). Хотелось бы остановиться подробнее на цветах. Каждый цвет оказывает влияние на человека, подсознательно формируя у него те или иные эмоции. Красный цвет - это цвет страсти, порыва, сиюминутного необдуманного действия. Когда мы видим красное изображение, дыхание и пульс учащаются, хочется действовать. Этими цветами отмечены ссылки: "Помочь партии" и "Приступить к агитации". Синий цвет - это цвет покоя, смирения, принятия, снятия барьеров тревоги и недоверия. Синим помечены ссылки: "Вступить в партию" и "Стать наблюдателем". В комплексе эти 2 цвета снимают барьеры критичности по отношению к партии и призывают к активному действию за нее.
Эти 4 ссылки находятся в самом важном секторе направления внимания при просмотре страницы. Это значит, сайт был создан, в основном, чтобы люди оказывали активные действия в поддержку партии - переводили деньги, агитировали, вступали в партию и становились наблюдателями. Другими словами, отдавали партии свои материальные либо физические ресурсы. Мне это чем-то напомнило принцип секты. Причем не в поле высокого внимания слева, ни в центре страницы нет ни слова о целях и задачах партии. Как будто, создатель сайта считает их чем-то второстепенным и недостойным внимания.
Мне захотелось посмотреть, что же откроется по ссылке "Помочь партии". Все стандартно, адрес яндекс кошелька и призывы о помощи. Меня поразило другое. В сумме платежа уже указано, сколько я должна им перевести - 400 рублей. Психологически это очень тонкий ход. Создателями сайта проведена своеобразная планка. Если человек опускается ниже нее, то считает перевод низшей суммы несолидным, даже чем-то постыдным. Затрагивается самооценка человека, как же так, все переводят 400 рублей, а я что хуже. У тех, у кого денег побольше, срабатывает похожий механизм. Они стараются показать свою состоятельность и перемахнуть через эту планку, т.е. перевести больше денег. Получается, что создатель сайта решает, какая сумма помощи должна поступать от каждого человека.
Далее я вернулась на главную страницу. Следующим полем, попадающим в зону внимания, является центр страницы. В центре слайд-шоу с фотографиями людей, которые были на съездах и состоят в партии. Здесь манипуляция по механизму "Все уже в партии, а ты нет". Подсознательно человека пытаются побудить вступить в партию.
Третья зона внимания - практически слепая зона, человек обычно туда вообще не смотрит - это правая часть страницы и ее низ. Справа страницы нет ничего. А внизу, где по идее у всех изданий стоит либо реклама, либо выходные данные, мелким-мелким шрифтом идут новости партии и её программа. Как будто создатель сайта стремится минимизировать переход людей по этим ссылкам. Может Навальный и компания понимают, что программа настолько бредова, что её не стоит читать?
Я часто брожу по интернет-пространству в поисках интересного контента, но использование такого количества скрытых манипуляций поведением людей на одной странице сайта, я встречаю впервые. Здесь прослеживаются явные попытки управления вниманием, восприятием, а значит впоследствии и поведением людей. Точно также на интернет страницах и в реальности заманивают людей в секты, побуждают их отдать свое состояние для спасения несуществующей планеты или вложить свои деньги в МММ.
Интернет стал нашей действительностью, но мы еще не выработали у себя навыки защиты себя от реальных мошенников в виртуальном мире. Путешествуя на просторах сети, будьте бдительны.