May 15, 2017 20:29
На днях наткнулся во Вконтакте на аудиозапись блоковских "Шагов коммандора". Было подписано, что читает автор. Ну, Контакту верить нельзя, там и концертную версию "Кукушки" можно найти, а "California Dream" будет исполнять Элвис. В общем, блоковская чернь ушла в отрыв. На самом деле, "Шаги коммандора" в той записи читал Эдуард Багрицкий, но дело не в этом.
Я позволил себе пофантазировать на тему, каким бы мог быть голос Блока. Почему-то по умолчанию я думал, что у него был достаточно высокий голос. Но юношеский фальцет, конечно, но и не бас. Но Багрицкий обладал очень приятным баритоном, и я представил себе, что похожий голос был у Блок. Вспомнил его фотографию и понял, что низкий голос ему больше идёт.
Представил, как этим голосом он говорит речь к столетию Пушкина. Вспомнил, как тот вечер описывала Ирина Одоевцева. Как жёлтая лампочка просвечивала сквозь его кудри и создавала будто бы ореол. Кажется, она его сравнила тогда с ангелом. И этот голос, говорящий о тайной свободе у каждого из нас.
Одно время блоковская тайная свобода мне казалась ерундой. "Не велика заслуга жить среди "черни" (блоковский термин) и отмежёвываться от них," - думал я тогда. А сейчас понимаю, что главное, это не отделение, а неуподобление. Ведь человеку свойствена массовая истерия. Когда всё смотрят налево, очень трудно не взглянуть туда же. А тайная свобода как раз и подразумевает, что для тебя нет этой тяги посмотреть налево. Ты смотришь туда, куда считаешь нужным, а не куда все.
Ирина Одоевцева,
книги,
Александр Блок,
Серебряный Век