На что могут сгодиться битые бутылки? Ну, можно отдать их йогам для шоу с хождением по стеклу, можно выложить ими стену, ну или выбросить, в конце концов. А можно дать им вторую жизнь, сделать из них яркую игрушку. Как? Мне удалось подглядеть за этим процессом.По долгу службы на днях я встретилась с мастером Александром Лыковым, настоящим стекольным волшебником...
Процесс обустройства рабочего места Александра Ивановича занимает всего десять минут: специальная горелка, небольшой газовый баллон, складной столик и пара чемоданчиков с материалом. Это походный вариант. Эти вещи постоянно путешествуют вместе с мастером: с ними он ходит на городские мероприятия, выезжает на ярмарки в другие города.
Волшебные чемоданчики переполнены будущими яркими фигурками. Сейчас это - разноцветные битые стекляшки.
- Это секретная марка стекла. Я называю его "дары помойки", - шутит Александр Иванович.
Для работы из стекляшек нужно сделать специальные заготовки: разноцветные палочки сантиметров пятнадцати.
На моих глазах мастер из осколка бутылки делает такую заготовку. Сначала стекло хорошенько расплавляется на горелке, после с обеих сторон к нему прикрепляются уже готовые палочки.
Нагретое докрасна стекло Александр Иванович сначала собирает в шарик, а после, с ловкостью опытной домохозяйки, делающей домашнюю вермишель, растягивает этот раскаленный колобочек в длинную стеклянную спагеттину.
По словам мастера, на ярмарках именно этот процесс вызывает у зрителей наибольший восторг. Итак, заготовки сделаны. Теперь можно приступать к созданию стеклянной игрушки. Здесь, кроме разноцветных палочек, нужен лишь пинцет и полная сосредоточенность. Работа это кропотливая, но Александр Лыков, как опытный ремесленник, то и дело меняя заготовки, не прерывает нашей беседы.
Как рассказал мастер, стекло его привлекло двадцать пять лет назад. С тех пор он в совершенстве овладел стеклодувным (как он сам говорит, стеклоляпным) искусством. Сегодня Александр Иванович работает в БГТУ имени Шухова учебным мастером на кафедре стекла. Он подробно объясняет студентам, как нужно обращаться с хрупким материалом. Там располагается стационарное оборудование. На нем можно выполнять изделия большего размера, нежели при помощи переносной горелки.
Главный секрет работы стеклодува, по версии Александра Ивановича - усердие.
- Лучше преуспеет в этом деле не тот, у кого руки откуда надо растут, а тот, у кого больше мозоль на попе, - говорит он.
Пока мы общаемся, Александр Лыков не прекращает работу над своим изделием. На тонкой палочке постепенно вырисовываются очертания не то птицы, не то насекомого.
- А что это будет? - спрашиваю.
- Знаете, чем ученик отличается от мастера? Ученик сразу четко представляет, что он должен сделать, а потом, если чего не выходит, долго оправдывается, мол, хотелось то, получилось это... А мастер гордо молчит, а в конце говорит, что это был художественный замысел. Поэтому я, например, не всегда знаю, что получится в конце. Совсем другое дело, если целенаправленно что-то заказывают, - говорит Александр Иванович.
Тем временем, на палочке, которая семь минут назад была всего лишь пятнадцатисантиметровой стеклянной соломинкой, вырисовывается самая настоящая стрекоза. С синим туловищем и глазками-бусинками.
Пока игрушка находилась в руках Александра Ивановича, казалось, что она сделана из железа, ну или, хотя бы из пластилина. Так легко и уверенно он с ней управлялся. Как только стрекозу взяла я, она вдруг снова стала стеклянной и невероятно хрупкой.
- Иногда мне кажется, что я не мастер, а шоумен. Как правило, готовые игрушки люди брать не хотят. Им больше интересны те, которые сделаны только что, которые можно взять еще теплыми, о которые можно даже обжечься. Тогда зритель, а впоследствии обладатель этой разноцветной стекляшки, ощущает себя частью волшебства, - рассказывает стеклодув.
Представления с участием стеклодува пользуются у нас большой популярностью, поэтому Александр Лыков - завсегдатай городских праздников. А недавно он вернулся из Тамбова с международной Покровской ярмарки, откуда привез диплом за победу в номинации "Лучший ремесленник".
Особенно Александра Ивановича любят дети. Всякий раз на открытых мероприятиях они толпятся вокруг его рабочего места, искренне радуются, восхищаются и просят научить и их творить стеклянное волшебство.
Впрочем, этот процесс нравится и взрослым, ведь, сталкиваясь с чудесами (а то, что творит Александр Иванович по праву можно назвать чудом), мы все становимся немного детьми.
За время нашего общения мастер сваял стрекозу, ангела и дракона.
Дракон:
А стрекоза с сестричкой поселились у нас на подоконнике. На память о такой интересной встрече.
Вот)