Вот и наступил очередной Новый год. И, как и всегда, год начинается с череды праздников, главный из которых Рождество. Что интересно, «атрибутика» у Нового года и Рождества не особо-то и отличается. Ёлка, мандарины, мишура, Дед Мороз. Но у нас нет какой-то особенной традиции праздновать Рождество. Оборачиваясь на запад, часто (особенно у детей) возникает вопрос: почему «они» отмечают Рождество, а мы Новый год?
[Spoiler (click to open)] Чтобы понять разницу двух культур и, как следствие, праздников, стоит вспомнить историю их возникновения.
Всё чаще нам кажется, что некоторые праздники (вроде Хэллоуина и Дня святого Валентина) просто просачиваются в нашу культуру, но на самом деле не имеют к нам никакого отношения. На самом деле всё не совсем так. Католическая и православная церкви хоть и разнятся во многом, корни у них у обеих христианские, а значит, есть некий общий фундамент. Другими словами, если церкви - родственницы, а церковь некогда имела прямое отношение к установке праздников, то и суть праздника не может относиться исключительно к одной культуре, где официальная религия - католицизм, и не иметь ничего общего с православием. Стоит упомянуть и о прекрасной традиции церквей, намеревающихся стать государственной религией. Многие народы до того, как принять какую-либо религию, были язычниками (русские тому исключением не были также). Как вы понимаете, даже у язычников есть свои праздники. И да позволят мне подобные высказывания верующие люди (если это важно, и сама не являюсь атеистом), церковь со своими уставам была подобна снегу на голову в большинстве случаев. И так как многие были не готовы перечеркнуть свою прошлую жизнь, церковь наслаивала свои праздники на языческие. В сути: праздник оставался, только назывался теперь по-другому. Теперь рассмотрим подробнее происхождение и значение Рождества, и попробуем понять, почему католики и христиане не сошлись в датах и традициях. В христианской церкви с конца II века и вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января по старому стилю. Богоявление - один из древнейших христианских праздников, посвящённых рождению Иисуса Христа, а также его крещению. В середине IV века Рождество стало обособляться в отдельный и самостоятельный праздник и праздноваться 25 декабря. Таким образом, по одной из версий, христианская церковь пыталась вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали как раз 25 декабря. В наше время римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря. Русская церковь празднует Рождество 25 декабря по старому стилю, что соответствует 7 января современного календаря. Если обобщить всё сказанное выше, то христианский мир разделился на 25 декабря и 7 января. 7 января связанно с праздником Богоявления, и как следствие Рождества, а 25 декабря, вполне возможно, объясняется попытками «перекрыть» нехристианский праздник. Но всё довольно неоднозначно и нередко очень запутанно. Однако на Руси христианство было принято веками позже. И Рождество стало официальным праздником лишь в конце X века. К слову сказать, обычай праздновать Новый год существовал уже в Древней Месопотамии, а это было в третьем тысячелетии до нашей эры. Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. А праздник был связан с богом всех начал Янусом, и в честь него же был назван январь. Празднование Рождества по большей части во всех христианских церквях совпадает. Те же традиции, те же деревья, те же образы дарителе, только называется всё разными словами. Но в отличие от западноевропейских стран и США, Рождество в России осталось исключительно церковным праздником, а потому устоявшихся общепринятых светских традиций не имеет. В Библии и раннем христианстве нет каких-либо указаний на дерево как символ празднования Рождества Христова. Однако когда Господень входил в Иерусалим, народ приветствовал его ветвями финиковой пальмы в руках. Пальма в древности считалась символом победы, в христианстве - как символ победы над смертью. И по сей день в тропических странах пальма используется как рождественское дерево. Формирование современного рождественского ритуала же произошло в немецкой традиции в конце средневековья в результате переосмысления древних языческих ритуалов. Существовал языческий обычай на Новый год уходить в лес, где выбранную ль украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вокруг него совершались обряды. Со временем их стали срубать и приносить домой, а на него вещать свечки, яблоки и разные сладости. Что интересно: Санта Клаус - рождественский дед североамериканской культуры. Его имя - искажение голландской транскрипции имени святого Николая, день памяти которого 6 декабря. Этот святой известен своей благотворительностью - помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей. Дед Мороз - главный сказочный восточнославянский герой Нового года и как следствие - аналог Санта Клауса. Корни его происхождения можно искать в славянской мифологии. Мороз как морозная стихия персонифицировался в седобородого старичка, который насылает мороз, как ни странно. Отсюда множество подобных образов в русских сказках вроде «Морозко». Из всего вышесказанного можно заключить, что, несмотря на общую идею, которую несёт в себе религия, у разных культур оформляются по-своему разные обычаи. Так или иначе, христианские образы наслаиваются на ту культуру, которая ей предшествовала. Оставив часть обрядных традиций, всему этому придавался христианский смысл, что подтверждало христианство как религию, но и народ оставался доволен тем, что его традиции сохранены. Подытожим. Для русских людей Рождество остаётся исключительно церковным праздником, в то время как Новый год - настоящее событие для любого гражданина страны. А для Запада и США напротив Рождеству придаётся огромное значение как церковное, так и светское, в то время как Новый год не считается самым большим праздником. Так почему же у нас разный взгляд на Рождество? Да потому что мы прошли разный путь. Он разный по длине, он проходит разными тропами. Каждый принял христианство «поверх» своей прежней религии. Каждый народ осмыслил веру по-своему. У нас не абсолютно разные культуры, у нас только разные на неё взгляды.