В обществе по-прежнему много тем, которые стараются обходить стороной. Уж слишком они скользкие и неприятные. Но из-за этого каждое творение современной индустрии искусства на такие темы радует. Уже тем, что они снимают негласное табу. А качественно сделанным продуктам радуешься вдвойне.
[Spoiler (click to open)] «Оранжевый - это новый черный» - сериал про женскую тюрьму. Со всеми вытекающими последствиями. Поэтому ярых противников гомосексуальных отношений просим не читать дальше и, естественно, не смотреть сериал. Пайпер Чапман в своей беспечной юности, стремящейся к новому и неизвестному, влюбилась в девушку Алекс Воуз. Не последнего, между прочим, человека в наркокартеле. И как-то раз, по ее просьбе, провезла через границу деньги от продажи наркотиков. Прошло десять лет. Сейчас Чапман уже готовится к свадьбе с Ларри, милым, но немного бестолковым журналистом (он себя таковым считает). Но прошлое врывается в ее жизнь. Заведено дело на наркобарона, и Пайпер, как одна из сообщниц, тоже оказывается осуждена на 15 месяцев. Причем срок давности за такие преступления - 12 лет, так что всего два года отделяло ее от освобождения от уголовной ответственности. И тем обиднее ей идти в тюрьму за один-единственный проступок в жизни. В тюрьме Пайпер снова встретилась с Алекс, так же отбывающей срок. И это оказалось весьма сложно для нее. Мало было тюремных проблем, так еще появились сомнения в собственных чувствах. Любит она Ларри? Или Алекс, или сейчас она просто хочет человеческого тепла, пусть даже от человека, который ее предал?
Сериал основан на автобиографии Пайпер Чапман. Он затрагивает многие острые вопросы. Межрасовые, религиозные, социальные, сексуальные конфликты. И здесь всё напряжённее. Ведь действие происходит в тюрьме - закрытом помещении. А писатели уже давно выявили закон развития сюжета: если действие разворачивается в одном помещении, тем острее оно будет проходить. И развязка будет сильной, драматичной. Хочется сказать отдельное спасибо сценаристу Дженджи Коэн за отсутствие попыток оправдать заключенных. Никаких воплей о невиновности. Никто не говорит, что люди, оказавшиеся здесь, невинные и милые. Убийцы остаются убийцами. Скорее, показано развитие героев. Каждая серия содержит в себе флешбеки. Можно увидеть, как девушки и женщины пытались отстоять свои убеждения, достигнуть своих целей. Триша, бродяга и наркоманка, воровала, чтобы выжить. Но она записывала каждую украденную вещь и верила, что сможет расплатиться за нее. София, транссексуал, бросила семью и мошенничала для того, чтобы накопить денег на операцию по смене пола. Таким образом, каждый имел вескую причину здесь оказаться. По крайней мере, для него она казалась веской. Мы видим, что их побудило совершать преступления. И не нам осуждать их или искать оправдание. Они сами себя осудят, ведь сейчас, оставшись наедине с собой, они обдумывают свои поступки. В таком же ключе показана и Пайпер. Она не остается той умной и интеллигентной девушкой. Это просто невозможно в тех условиях, в которых она оказалась. Она деградирует: уже мало отличается от тех, кого поначалу сторонилась. И что самое драматичное - она осознает в себе эти отрицательные изменения и с горечью говорит о них. Но поделать уже ничего не может.
Ведь тюрьма - это такое место, которое ломает. Особенно тюрьма Личфилд, где служебный персонал плюет на все законы и предписания, не считает нужным заботиться о вверенных ему девушках. И именно это заложено в названии. Поэтому перевод «Orange is the new black» как «Оранжевый - хит сезона» просто не имеет места быть. Ведь речь именно о том, что заключенные (в Америке они носят оранжевую робу) оказались на правах некогда порабощенных негров, то есть не имеют никаких прав. И поэтому они - «новые черные» независимо от цвета кожи.
Сериал затягивает. Интригующие окончания серий, общая напряженность и драматичность, но вместе и наличие качественного юмора. Сериал определенно заслуживает того, чтобы его посмотрели. А следующим летом выйдет третий, последний сезон, и мы узнаем, кого же выберет Пайпер.