ПРАВИЛО 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.
...
Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.
Группу чешских заключенных уничтожили так.
На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений.
Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион.
Потом обратно - в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев - снова в карьер и т.п.
В живых не осталось никого.
Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног.
Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.
...
«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми…
Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я».
/Б. Беттельхейм/
...
Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей.
Если одну-две минуты промедлишь на умывании - опоздаешь в туалет.
Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) - не будет тебе завтрака, и без того скудного.
Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться…
Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх.
Не ты планируешь день.
Не ты выбираешь, чем заниматься.
И ты не знаешь, что с тобой будет потом.
Наказания и поощрения шли безо всякой системы.
Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие).
И награждали просто так.
Это было просто делом прихоти надзирателя.
(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).
***
ПРАВИЛО 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
...
Беттельхейм описывает такую ситуацию.
Эсэсовец избивает человека.
Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего.
Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!».
Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено».
А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.
(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает.
Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима…
В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования)
***
ПРАВИЛО 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
...
«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни.
Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».
/Б. Беттельхейм/
...
Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте».
Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали».
Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем.
Поляк отказался.
Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться.
Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка.
И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний.
Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву.
И снова приказал поляку их закопать.
На этот раз он подчинился - или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту.
Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв.
Через пять минут их - одного мертвого, а другого умирающего - отправили в крематорий.
***
Результат реализации всех правил:
«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение - такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».
/Б. Беттельхейм/
...
Процесс превращения людей в таких зомби был прост и нагляден.
Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей и они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности.
Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать.
Затем они начинали смотреть только перед собой.
И тогда наступала смерть.
...
В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне.
«Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой - в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему».
/Б. Беттельхейм/
Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.