УРОКИ ОТ НАЦИСТОВ, (...как из людей произвести "биомассу"). Часть 1

Apr 27, 2020 20:27



"Как нацистская система ломала личности, и как личности противостояли системе"

***

(в основе материала статьи лежат выдержки из книги психоаналитика Бруно Беттельгейма «Просвещенное сердце», в которой он описывает

СВОЙ ОПЫТ узника концлагерей Дахау и Бухенвальда (1938-1939гг), а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства)


...

Нацистская система в 1938-1939 годах - времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде - еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались.

Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход.

Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать

"ИСПУГАННОГО РЕБЁНКА",

силой инфантилизировать человека, добиться его регресса - до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств.

Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой.

То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд

КЛЮЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ (ПРАВИЛ),

которые, в общем-то, универсальны, и в разных вариациях они повторяются сенодня практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства.

Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса.

Что это за способы превращения личности в биомассу?

***

ПРАВИЛО 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
...

Одно из любимых занятий эсэсовцев - заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла.

Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом.

Зачем?

«Потому что я так сказал, жидовская морда!».

(Чем это отличается от нынешнего «потому что так надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

***

ПРАВИЛО 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
...

Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным.

Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость.

Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать - в обмен на те или иные услуги.

(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов - полный аналог).

***

ПРАВИЛО 3. Введи коллективную ответственность.
...

Коллективная ответственность размывает личную - это давно известное правило.

Но в условиях,когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом.

Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.
...

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ.

Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других.

Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом.

Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги.

Приказ больше никогда не повторялся, но тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).

***

Это три «предварительных правила».

Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

***

психология, управление массами, нацизм

Previous post Next post
Up