Часто приходится встречать совершенно превратное, гастрономическое понимание слов Христа о соли: "Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет ...", и пр. (Мф 5:13, Лк 14:34-35, Мк 9:49-50) Но Христос, говоря в данном случае о соли, совершенно не имеет в виду употребление её в пищу! В то время каждый иудей, и не только, прекрасно знал о её ритуальном применении: "При ВСЯКОМ приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] СОЛЬ." (Лев 2:13) Использование соли при жертвоприношении объясняется естественными процессами, происходящими с мясом и другими продуктами в условиях жаркого палестинского климата. Обязательно засыпалась солью и кровь жертвенных животных, которую положено было выливать к подножию жертвенника (Лев 4:18-34). Так же соль применялась и в быту, и в тогдашней медицине (Иез 16:4). Без соли, в ветхозаветном жертвоприношении непременно присутствовала бы тухлятина и зловоние, привлекающее насекомых и разносящее заразу, особенно если учесть, какое огромное количество жертвенного скота забивалось в иерусалимском храме во время праздников. В Палестине никогда не было недостатка в соли, особенно возле Мёртвого моря, откуда её регулярно доставляли большими объёмами в иерусалимский храм.
Христос говорит свом ученикам о соли, как о сильнейшем естественном обеззараживающем средстве, - антисептике, предотвращающем процесс гниения. В Его словах есть ещё одна важнейшая деталь, которую можно обнаружить, если читать греческий или ц.с. текст: "Вы - соль земли. Если же соль будет сделана БЕЗУМНОЙ, то в чём будет осолена ? Ничего не может, как разве быть выброшенной вон на растаптывание людьми." (Мф 5:13) Именно слово "ОБЕЗУМЕТ" (μωρανθῇ - моранфИ) стоит в греческом тексте Евангелий от Матфея и Луки: "Соль - добрая вещь; но если соль будет сделана БЕЗУМНОЙ, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее." (Лк 14:34-35) Много раз спотыкались переводчики через это "безумие соли", и заменяли столь нелогичное слово, лишая тем самым переводы глубокого духовного смысла. Древний же мир прекрасно знал противопоставление Божественной СОФИИ - Премудрости, и человеческой МОРИИ - безумия, в которое превращается любая земная мудрость полагающая своё основание на земле, а не в Небе. Эта истина изображена в трагедиях Эсхила и Софокла, и апостол Павел с ними полностью согласен: "Мудрость мира сего (которая без Бога) есть безумие перед Богом." (1Кор. 3:19)
Каким же образом "соль земли" может утратить Софию и приобщиться безумию? А Христос ясно указал в следующей фразе: "Вы СВЕТ мира. Не может укрыться город, расположенный наверху горы. И когда зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да ВОССИЯЕТ СВЕТ ваш пред людьми, чтобы увидели они ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах." (Мф 5:14-16) Называя учеников Своих, из которых и состоит Его Церковь, "солью земли" и "светом мира", Христос тем самым открывает самую суть исторической миссии Церкви, - "СОЛИТЬ и СВЕТИТЬ"! Солить, чтобы предотвращать гниение и распад, и светить, чтобы указывать людям путь к Свободе. Ведь главное в пастырском служении, это не хранение и исполнение положенных ритуалов, а опытная помощ для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО обретения спасительного пути осознания и освоения божественного замысла о себе, о ближнем, и о мире, и через это - обретение Самого Промыслителя. А любая подмена этого служения Церкви тут же превращается в пропаганду жреческого системопоклонничества. Мы имеем массу исторических примеров, когда Церковь, как "соль", призванная предохранять мир от гниения и распада, сама становится источником гнили, и вместо дарования путеводного света, заводит людей в ещё большую тьму. Тогда происходит утрата Божественной Мудрости, и приобщение безумию мира. Такое сообщество, "священное" ради самого себя, извергается не только из уст Бога, но и выбрасывается вон на попрание людям, чья земная справедливость превосходит это лукавое и ВСЕГДА паразитическое пустосвятство, которое, как сказано: "ни в землю, ни в навоз не годится". Как "навоз" переведено слово "κοπρίαν" - копрИан, что буквально означает "фекалии, дерьмо", то, что в отхожем месте, и в которое также сыпали соль в целях дезинфекции. Т.е. получается, что такая самоосвятившаяся церковная "мудрость" - хуже дерьма! (Уж извините, - но так написано! Ведь Христос за точным словом и смыслом в карман не лазил.) И наша священная обязанность это дерьмо из Церкви вычищать, начиная с себя самого, но и брата своего не оставлять в духовной антисанитарии. А если нет такой возможности, то хотя бы высвечивать, чтобы неопытные в него не вляпались, а тем более им не отравились.
"Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте." (Еф 5:11) "Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как [без лицеприятия] отвечать каждому." (Кол 4:6) "Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. (Мк 9:49-50)