Leave a comment

ioanna_poula October 24 2014, 19:08:55 UTC
Замечательное рассуждение о человеческой ценности, о глумлении и о подмене смыслов, очень тонкое. Совершенно согласна ( ... )

Reply

josef_brave October 28 2014, 10:56:33 UTC
"В частности, хочется оградить святыню от глумления, и, в этом смысле, "оскорбление религиозных чувств", несмотря на неуклюжую формулировку - это то, что я могу понять, и даже иногда переживаю."

Если внимательно разобраться в происхождении тех переживаний, которые чувствует челове в подобном случае, то получается, что - это страдания от внутреннего конфликта с происходящим. Человек сострадает именно ближним, ценность жертвы которых обесценивается.

Например:


... )

Reply

ioanna_poula October 28 2014, 15:27:55 UTC
<<Но препятствование не должно иметь в себе обесценивания бесценности брата>>

Да, конечно. Это высший пилотаж. Так в идеале и должно быть, и по-христиански это именно так. Но человечности не хватает. У меня, в частности. И вообще в церкви.
Я все время сталкиваюсь с тем, что церковь (эмпирическая) - это удивительно бесчеловечное образование. Я имею в виду, что "мир сей", который "лежит во зле", оказывается, по факту, человечнее эмпирической церкви, иногда даже в разы. Объяснение этому феномену у меня есть, но от этого не легче.

<<решил это добавить в основной текст>> у меня всегда тоже так, тема додумывается в комментариях )). Слава Богу!

Reply

josef_brave October 28 2014, 16:38:34 UTC
Анекдот из жизни:
"Одна старушка пела Символ веры так: «... чаю воскресения мертвых и в жизни буду человеком».
Лучше и не скажешь!

Reply

ioanna_poula October 28 2014, 17:43:51 UTC
<<в жизни буду человеком>> - сильное обещание, и, кстати, связанное с воскресением из мертвых. Кто в этой жизни не успел стать человеком, тому трудно будет...))

Но я сейчас еще подумала, что в переживании "оскорбления религиозных чувств", кроме сопереживания брату, которого корежит и оскорбления моего эгоизма, присутствует еще и другое чувство, его трудно выразить, хотя оно и ведущее. Можно сказать, что поругание богослужения -это поругание выражения моей любви к Богу, это то, что глубоко задевает, и я не могу сказать, что это - эгоизм. Это что-то другое, чего вообще нельзя касаться без моего согласия, и, в этом смысле, это нарушение интимного (в настоящем значении этого слова, взятом в оппозиции "интимное - публичное"), то есть, превращение его в публичное, то есть, лишенное, в данном случае, насильственно, глубинного смысла.

Reply

(The comment has been removed)

ioanna_poula October 29 2014, 22:49:49 UTC
Неразделим, это - да, но это же не значит, что этот человек не испытывает боли при кощунстве. Кощунство не в состоянии отделить, но оно может причинить боль грубым и неуместным вмешательством. Думаю, что это и имеется в виду в пресловутой формулировке. Что причинять людям такую боль - это хуже, чем просто так ударить человека, это гораздо сильнее, и, в этом смысле, это противоправное действие, хулиганство.

Хотя, конечно, человек, преображенный Божьей любовью, смотрит на это совсем по-другому, и, как Вы правильно заметили, <<мыслит лишь о помощи ближним.>>.

Reply

josef_brave October 29 2014, 23:08:29 UTC
Я как всегда старался изложить не образ каких то конкретных реакций или действий, а именно направление, в котором нам надо стараться двигаться. А каждый уже пусть сам вмещает столько, сколько сможет понести.

Reply

ioanna_poula October 29 2014, 23:15:06 UTC
Да, напривление очень верное. Но какой же путь длинный.... для меня, во всяком случае ))).

Reply

josef_brave October 29 2014, 23:57:09 UTC
Если вы это понимаете, то вы уже на этом пути. )))
А путь в Жизнь Вечную, на самом то деле, это принятие пути ОТ Жизни Вечной к человеку.
В книге Бытия сказано, что Бог: "поставил херувима и меч обращающийся охранять путь древа жизни". (Быт 3:24) И даже сам Вини-Пух говорил: "Вдохновение, это то, что не возможно найти, а только оно само может найти тебя. Но для этого необходимо быть в нужном месте."

Reply


Leave a comment

Up