Если покаяние, это осознанный и деятельный отказ от окаянства, как единства с тем лукавством, которое проявилось в духовном пути и делах Каина, то отказ от этого означает обретение другого пути, и проявление других дел. Такой путь, есть путь Авеля праведного, который прообразовал земной путь Самого Христа.
Начало этого пути лежит в обретении опыта заповеданного нам хранения жизни (не путать с ОБЖ!). Как во время потопа жизнь хранилась в ковчеге Ноя, который не имел ни какого маршрута, и никуда не плыл, а лишь совершал миссию сохранения в себе жизни. Он был удерживающим (κατέχων - катЭхон) для своего священного содержания (μέσου - мЭсу), хранящим внутренний стройный свет от внешнего аморфного хаоса. Необходимо ВНУТРЕННЕ потрудиться (усПОКОИться, сМИРиться), что бы в углублённой ТИШИНЕ своего ума и сердца стать способным воспринять ценность главного дара, доверенного Богом, - безусловное счастье обладания таинством собственного бытия, а через это чудо оценить чудо бытия своего ближнего, и всего остального внешнего мира. Почувствовать, как, через всё это тварное, Господь проявляет к нам свою любовь. И бережно восприняв всё это для кроткого (т.е. ненасильственного) сохранения, ответить Ему так же, через всё это тварное, взаимной любовью. Т.е. исполнить ту часть заповеданного замысла о себе, которая в силах человеческой воли. Тогда только Господь восполняет всё остальное, и соединяет тварное с нетварным, через встречу личности человека с Самим Собой. Иначе это не возможно для человека, утратившего способность к непосредственному общению с Богом.
Надо пройти семь ступеней обретения этого Счастья, которые изложены Христом в заповедях блаженства (μακαριος - счастливый):
Нищета ради Духа (1), позволяет нести скорби (2), и воспринимать всю тварь (землю), как заповеданное наследие, хранимое и преображаемое в кротости (т.е. ненасильственно)(3). Это делание проявляет потребность в праведности, как хранении заповеданного порядка (не путать с исканием справедливости!)(4), что открывает в человеке истинное милосердие (5), очищающее сердце, в чистоте которого он зрит Бога (6), усыновляющего его (7).
Следующих двух "ступенек" не надо добиваться, т.к. они следуют сами собой, как реакция тьмы. Итогом же всего пути становится обретённая Радость (Счастье). "Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас." (Ин 16:22)
В этом вся суть нагорной проповеди, как осевого стержня благовестия. В другой раз Христос сказал обо всём этом ещё короче: "Суд, милость, и вера". (Мф 23:23)
Каин же рассудил (разделил) лукаво (Быт 4:7 только на греч. и ц.с.), и дела его были лукавы (1Ин 3:12), т.к. он немилосердно "улучшал" то, что и так было хорошо (Быт 1:31), и уверовал он в укрепление и утешение (лат. "комфорт") от дел рук своих, в которых проклята (страдает) земля (Быт 3:17 только на греч. и ц.с.). Каин в прогрессивном энтузиазме (ἐνθουσιασμός - вдохновление, одержимость) стремится в некое "светлое будущее", где ему станет легче, благодаря его неутомимой трудовой деятельности. Само таинство бытия воспринимается им не как счастье и божественный дар, а как проклятие и источник страданий, тягость которого возможно лишь как то ослабить. Тем самым он хулит в сердце своём Бога, как первоисточник всего бытия. Во тьме своего сердца он видит Бога, как могущественного деспота, от властного насилия которого можно лишь откупиться оторванной от себя жертвой. И главным устремлением для него становится обретение власти над Его могуществом, что бы окончательно от Него освободиться. Именно эту конечную задачу символизирует "башня до небес" и "сотворение себе нового имени", т.е. полная переделка своей собственной природы (Быт 11:4).
Каин сильный и энергичный, и по этому очень занятый внешней деятельностью, на результативность которой (а не на отеческую любящую милость Бога) он полагается, опираясь пятой своей, в которую и поражает его враг (Быт 3:15). Он ОЧЕНЬ ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ему некогда остановиться, умолкнуть (Быт 4:7 только на греч. и ц.с.), что бы во внутренней тишине услышать звучание заповеданного о нём божественного замысла. По этому и сказано, что Каин БЫЛ переделывающим землю (ἦν - было, бывший, т.е. без перемены и перспективы (Быт 4:2 только на греч. и ц.с.), а Авель СТАЛ (ἐγένετο - сделался, случился, родился, появился, прошёл, т.е. изменился) пастырем, - оберегателем жертвенной живности, из которой первый есть он сам.
Каин ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ "стонущий и трясущийся" (а вовсе не "изгнанник и скиталец", как в синод. и масор. текстах Быт 4:14), что является символическим обозначением состояния духовного бытия. Это постоянный внутренний шум (ропот, т.е. жалоба с угрозой одновременно) и неустойчивость (озабоченность и волнение), вместо духовного покоя и тишины. Каин боязлив и агрессивен одновременно.
Все люди, без исключения, в разной степени заражены духом Каина, как духовным вирусом, который есть "мутация" исходного от "отца лжи" штамма, соединившегося с творческим даром человека. Человек может быть загружен заботами, страдать от болезней и других скорбей, но благодаря деятельному осмыслению, - в чём заключается суть поКАЯНия, ему становится доступна внутренняя тишина и покой, в которых он может слышать звучание обращённого к нему Слова (Ин 5:24). Именно это и именуется сМИРением.
"Разве сторож я брату моему?" (Быт 4:9) Если задуматься, о слове "сторож" в устах Каина, то возникают вопросы: Почему он применил именно такой термин? Где он вообще тогда видел сторожей? И что же надо было сторожить, и от кого, в эпоху, когда на земле было всего несколько человек, да и все они являлись одной семьёй? Это говорит о том, что слово "сторож" использовано, как символ, и весьма ошибочны рассуждения, что Каин просто глупо "отмазывается", или нагло дерзит Богу. Сказано, что "Авель стал пастырем", т.е. творческим оберегателем жизни пасомых, и через мирное совершение этого делания, сумел воспринять и усвоить божественный замысел о себе. Каин же желал быть переделывателем земли (т.е. всего), по тому, что сбитый вражеским вдохновением со спасительного пути, он в гуле множества "благих дел" не расслышал то, что есть единое на потребу. Именно об этом говорил Христос сестре Марии, Марфе: "Ты заботишься и беспокоишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала добрую долю, которая не отнимется у неё." (Лк 10:41-42) И именно от этой "оглушающей" душу заботы предостерегал Христос говоря: "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться, потому что всего этого ищут люди мира сего; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. (Лк 12:22-31) И дело вовсе не в роде занятий, а в том, как человек ЖЕЛАЕТ воспринимать божественный замысел о себе. Либо со счастливой благодарностью, как высочайшую честь свободного творческого оберегателя и преумножителя унаследованного дара, либо, как сторожа, привязанного к охраняемому им, и от того, обременительному хозяйству, не принадлежащему ему. Сыновство или батрачество. Свобода или угнетённость.
Трагедия Каина состоит в его духовной недозрелости, проявляющейся в неспособности к осмысленной счастливой благодарности (εὐχᾰριστία - благодарение) Богу за все Его даяния, без исключения. По этому и сказано, что "восстал Каин на Авеля"(Быт 4:8), как младший на старшего в духовном плане. И именно по этому каждое церковное богослужение начинается с троекратного прославления: "Слава Тебе, Боже!", как выражение Богу ответной любви в виде счастливой благодарности. А до этого надо ещё духовно дорости. И рост этот возможен только от усвоения истинного замысла о себе, который можно слышать только лишь во внутренней тишине и покое. И этот внутренний (духовный) покой вовсе не подразумевает обязательной внешней статичности и безразличия, а как раз наоборот.
По слову Христа, - "Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф 7:14). Это означает, что необходимо потрудиться (утеснить свои влечения, обнищать), что бы узреть начаток этого пути, а найдя, ещё и осилить процесс вхождения в него: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф 7:14). Люди вовлекаются в бесконечный шумный хоровод прогрессивной цивилизации, где конвейер одурачивания прививает им ложные жизненные цели. Спасительный же путь, это творческий труд с напряжением жизненных сил, при хранении внутреннего покоя. Но человеку навязывается горячка прогрессивного энтузиазма ради внешнего комфорта, где совместное с Богом счастье истинного обладания даром собственного бытия подменяется на иллюзию автономного обладания ресурсами "века сего". Людям, как детям и сонаследникам всего имения Отца своего внушается желание стать ворами в своём же доме, и разделившись с любящим Отцом, отправиться из своей Родины искать утешения (комфорта) в "страну далёкую", так же как "блудный сын" в евангельской притче. Ведь сам термин "блудный" означает вовсе не развратный, а именно заблудившийся, т.е. сбившийся с верного пути.
Христос свободен от греховного повреждения (Ин 14:30), и ему не требовалось покаяние, - вся его человеческая жизнь, это явление нам Пути, ведущего к Истине, в которой только и есть Жизнь (Ин 14:6). Этим путём и шёл к Нему праведный Авель, по "ступенькам счастья".