«Записки из жилетки».
Часть 3/2
- Продолжим рассуждения на заданную тему. - В общих чертах понятно к чему ты склоняешь, подмена обнаружена. - К чёрту "вообще и в общем", ковёр нужно сплести, чтобы увидеть его целиком, придётся тянуть ниточку за ниточкой, связывая их в узелки на изнанке. Без детализации не обойтись.
- Чёрт прячется в деталях. Излишние подробности утяжеляют конструкцию текста, ты теряешь лёгкость. Я не упрекаю, но моё восприятие может загрузнуть, и результат обсуждения свестись к нулю. - А ты расслабься, не пытайся понять интеллектуально сразу же, просто отдайся течению беседы. Следуй за моими рассуждениями, вслушиваясь при этом в себя и отслеживая свои реакции, мысли, всплывающие образы. Итак, нам нужно совершить некоторые действия... И они нами совершаются. Их необходимость проявляется в нас ощущениями, чувствами, мыслями, которые являются функционалом внутренних программ организма, психики и ума, плюс воздействия внешней среды, условий и факторов, а также внешних программ, налагаемых на нас социумом. И ещё нам нужна энергия для этого. Нам ежедневно утром нужно вставать с кровати, умываться, убирать постель, готовить еду. Хочется, не хочется, нравится, не нравится, как мы будем делать - это одно, а нужно - это другое. Поэтому делаем. - Но можем что-то из этого списка нужных дел и не сделать, потому что сегодня не хочется. - Можем. Тогда возникнет иная конфигурация нужного, и будут те последствия, которые приведут нас к той нужности от которой нам не уклониться. Если условия изменились и позволяют, если содержимое (оно же содержание) человека изменилось, или возможности организма, то убирать постель становится ненужным. Есть ведь разница между больным и здоровым человеком, работающим и безработным, сам живёшь или в семье, в доме или в пещере, и т.п. Попробовал бы кто не застелить кровать в казарме, пойти против течения в тех обстоятельствах. Поэтому нужное - это то, что от нас требуется, необходимое, при невыполнении которого давление нужного будет усиливаться. И оно ситуативное, ограничено во времени и пространстве. Нам нужна какая-то вещь и мы ею пользуемся минуту, пять минут, сколько нужно для выполнения жизненной задачи, затем её откладываем и она нам не нужна. Разве возникает в связи с этим проблема с вещами, проблема их нужности и ненужности? Обычно нет. Если человек в порядке, он вещами пользуется по мере необходимости в них, не привязываясь к ним. Если же проблема возникает, то она связана с человеком и находится внутри человека, более точное её местонахождение - в голове. Если вещь ломается, устаревает, изнашивается, и её функциональность перестаёт соответствовать возникающим требованиям, то превращается в ненужную. И зачем она нам в таком случае? Разве что она ценна для нас как память, и тогда вместо попадания на свалку вещь сохраняется в виде антиквариата. Нужность определяется практичностью, функциональностью и выгодой. И параллельно происходят иные процессы - ненужные в настоящее время вещи наполняют наше пространство, как внутреннее, так и вокруг нас, накапливаются, и могут давить своим наличием, воруя ту самую простоту, лёгкость, радость. Они отнимают наше время, ограничивают пространство, снижают энергоёмкость. Ненужная вещь, как и нужная, может быть для нас значимой, знаковой, символичной, и это уже область психологии. Ненужные мы по обыкновению складываем про запас - а вдруг оно понадобится и станет нужным. Это подсказывает практичный ум и психологические механизмы. Так же как с вещами происходит с информацией, которая может быть нужной и ненужной, значимой или лишней. То же самое и в отношении к людям, в отношениях между людьми. Программы и механизмы те же. И настройки должны быть одинаковыми. Но нет. - Мы уже касались различия между живыми людьми и неодушевлёнными предметами. Это неправильно, относиться к людям, как к вещам. - Возможно, что неправильно. Но может быть, что неправильно то, что мы считаем "правильным", и отсюда корни проблем. - Зачем так долго и подробно на этом останавливаться? Как будто ты ребёнку разжёвываешь элементарные понятия. - Существует рекомендация, что пищу нужно принимать не спеша, тщательно разжёвывая, что является полезным для её усваивания. К пище отнесём и информацию, требующую понимания. Глотать можно клипы, а фильмы Андрея Тарковского нужно смотреть внимательно, тщательно, улавливая множество подробностей, чтобы таки понять заложенные смыслы, почувствовать общую атмосферу творящегося в сознании пространства, состояния героев, символизм событий. Капающая капля способна нести в себе много всего, являясь тождественной океану, в особенности, если она является той каплей, которая переполняет чашу восприимчивости, и мы из режима впитывания переходим в режим излияния. Смысл - это не информация, ни её форма, ни её содержание. Ведь мы с тобой можем в любой момент прекратить общение. Нет проблем? Или есть? Быть нужными какое-то время, и оказаться уже ненужными друг другу. Время вышло, иссяк запас терпения, внимание переключилось, интерес поменялся. Мы же это исследуем. И кто же мешал тебе заниматься этим раньше, самостоятельно пережёвывать, чтобы прийти к пониманию? Наверное, не возникала сильная потребность и стойкий интерес. - Вроде бы я всегда интересовалась подобными вещами, понятиями, училась, даже учила и воспитывала детей. Кстати, я была нужна обществу как педагог, мать, гражданин, потребитель, друг и товарищ, член общества, участник социального договора. А потом начались изменения в обратную сторону. Вышла на пенсию, резко сократилось количество и качество социальных связей, общение, как гражданин нужна только на выборах, нужна ещё как потребитель товаров и услуг, но постепенно превращаюсь в обузу для социума. Даже родным всё меньше и реже нужна. - И что в этом не так? Разве это не относится к обычным явлениям? Природные, возрастные, социальные изменения. Кому нужны старые, больные, бедные, поглупевшие люди? Резко уменьшилось количество энергии, в результате чего сократился энергообмен с миром. С нужностью так и должно происходить, она переходит в свою противоположность. Если у тебя недостаток энергии, то что с тебя взять. Не только окружающие люди этот недостаток ощущают, но и ты. Непроизвольно сама закрываешься, подсознательно и сознательно, от разного рода общения, чтобы сохранить остатки энергии или успевать подзарядиться. - Я всё ещё могу поделиться материальными вещами, едой, иногда деньгами, добрым словом и полезным советом, живой эмоцией и жизненным опытом. - Можешь, и стараешься так поступать, но возможности сужаются. Почему-то качество такого рода помощи всё реже востребовано. Дети, внуки, знакомые, соседи не идут на контакт, их нужно просить об этом, и, общаясь, они выполняют обязанность, не испытывая радости. И вот тут, на этом фоне, появляется чувство ненужности, прорастая страданиями. Но ведь это наше личное отношение к происходящему, к объективному процессу сужения человека с возрастом. Такова природа социальных отношений, зачем же из этого делать драму? В каждом периоде жизни, в каждой ситуации есть свои плюсы и минусы, и, если человек в ней ориентируется, приобрёл мудрость, то нет причин для страдания. Ведь что важно понять, независимо от возраста и опыта, лучше раньше, чем позже? - Что? - Что всё проходит, и это пройдёт. - Ааа… Так и жизнь пройдёт. Это и вызывает грусть. Лежит на сердце тяжкий груз. - Главное требование для счастливой, спокойной, беспроблемной жизни состоит в двух простых вещах, они же действия: в принятии и отпускании. В этом вся квинтэссенция духовности и житейской мудрости. Все духовные учения в итоге сводятся к этому, все духовные практики предназначены для постижения и реализации этой истины. Заковыка в том, что самое простейшее является для ограниченного сознания самым сложным и труднодостижимым. Это настолько просто, что и понимать умом нечего и достигать при помощи усилий нечего. Мы долгие годы талдычим об этом, и знания уже есть, и пробовали, и результат случается, но личность всё ещё сильна и хитра, возвращает нас в положение баранов. Можно быть и умным бараном, и крутым, сильным, даже вожаком бараньего стада, каким угодно, но как же трудно осознать, что ты не баран, и перестать им быть. Даже если таковость у тебя баранья. Ты-то может и баран, принял себя таким, привык, смирился со своей участью, но Я, истинная твоя Сущность, не баранья, не волчья, не заячья, Она - никакая. И здесь место свободы, оно в нигде. Более того, ты можешь быть каким угодно и кем угодно, осознав Я. Но случись осознавание, не факт, что потребуется от нас полная трансформация до неузнаваемости. Это из других тем. Кстати, а кому нужен свободный человек, свободная Сущность? Он вообще нужен или не нужен? - Если он по-настоящему свободен, то думаю, что никому, у него ведь нечего взять для своего пользования, его даже затруднительно узнать, он может стать невидимым для озабоченных и суетливых людей. А с другой стороны, тем, кто ищет освобождения, стремясь к свободе, он будет крайне необходим, притягивать ищущих к себе, одаривая тем, что есть у него, чем он является по сути, утоляя их нужду. Только кто же по-настоящему стремиться, наверное, мало таких найдётся. - Но будет ли страдать от чувства ненужности свободный, счастливый человек? - Это несовместимые понятия - страдания и счастье, свобода, любовь. Такое невозможно. - Значит, мы сами ищем причины для страданий и создаём проблемы, нам хочется страдать, если уж совсем быть честными. Иначе бы мы стремились к счастью, свободе, любви. Корень наших страданий в нас же самих. Нам не хочется, не нравится страдать, и мы ищем способы избавления от страданий. Но есть "тот", кому всё время чего-то не хочется и что-то не нравится в себе, в других, в мире, и само его присутствие неминуемо порождает страдание. От этого "себя" не убежишь, не спрячешься. Нужно обнаружить "того, то", что является источником проблем и страданий. - А кому нужно, разве не "ему" же? - Да, "тот, кто является паразитом в нас" долго будет водить нас за нос. - Кого, нас? - Замри! Ты в шаге от понимания и освобождения. Побудем в паузе.
30.04.23