Диалоги Ивана Петровича и Петра Ивановича. 5

Oct 17, 2022 12:18





Диалоги Ивана Петровича и Петра Ивановича.

Беседа 5.

- Эх, Пётр Иванович... - и повисла пауза. - Вот оно как, Пётр Иванович, эх!
+ Хэ! О чём такие тяжёлые вздохи, Иван Петрович? Небось снова какая херня мучает, изводит?
- Может оно и херня, если по твоему рассудить, а если по моему взглянуть, то думы, мои думы...



- Ну, коль так, то повздыхай, я как доктор, послушаю твоё тяжёлое дыхание, может, и причину печали услышу, или больной мозоль в твоих думах определю. Пациент, расскажите, что у вас болит? Дышите глубже, ещё, ещё... Так, теперь не дышите.
- Эх, Пётр Иванович, издеваться изволите, посмеиваетесь. Лучше буду молчать. И он снова вздохнул, будто перекладывая ношу с левого плеча на правое.

Место встречи изменить нельзя - красивая, ставшая от частого цитирования банальной, фраза. Двое пожилых белых мужчин славянской национальности, приятной наружности, интеллигентного вида сидели на скамейке в городском сквере. Погода была тоже без изменений, как по заказу, продолжалось "бабье лето" в средней полосе. Средняя полоса, впрочем, служила условным понятием и относительным местоположением, имела ширину в несколько сотен километров, и была использована автором как отвлекающий манёвр, к данному разговору никакого отношения не имеющая. Как говорится - лишь бы чем-нибудь заполнить длящееся молчание. Каждый молчал о своём и по-разному, это можно было определить по выражению лиц обоих мужчин. Молчание на лице Петра Ивановича излучало спокойствие, расслабленную приятность от солнечного дня, удовлетворённость после сытного обеда и гармонировало с осенней погодой и пейзажем. Нет, оно не было жёлтого цвета с примесями ржавчины, с красным носом и зеленовато-синими кругами под глазами, как мог бы себе представить читатель, обладатель бурного воображения, совсем не этими расцветками лицо гармонично вписывалось в живописное буйство осенних красок. Осенним было настроение его лица. Если и мелькала в уголках глаз или губ лёгкая грустинка, паутинками мелких морщин, то она выглядела светло и игриво. Наоборот, лицо Ивана Петровича несло на себе печать печали и осенней тоски, его избороздили глубокие морщины осенне-полевых работ интеллекта. Именно лицо служило носителем и выразителем дум, их витриной, в то время как большая их часть находилась на вешалках в гардеробной. Далее с лица думы перекочёвывали на остальные части тела. Выглядел Иван Петрович тёмной тучей на прозрачно-звенящем голубом холсте неба, невесть откуда появившейся и неизвестно куда направляющейся. Туша тучи имела расплывчатую форму с рваными краями, напоминая чернильную кляксу в чистовике с аккуратно выполненным домашним заданием, тем зрителям, кто застал времена чернил и промокашек в школьном образовании, и создавала впечатление помехи в этом визуальном ряде. Пятно, изображающее тучку, ощущало это несоответствие, отчего выражение на лице Ивана Петровича постоянно менялось. Что-то его беспокоило, и он ёрзал по скамейке, не находя удобной позы. Всё в нём было в поиске. Внешне он вполне мог сойти за Винни-Пуха, но по содержанию был ближе к образу Совы из того же мультфильма.
-Эх!..
+ Ты опять принялся за старое?
- Нет, это уже новое.
+ Ааа, ну, тебе виднее.
- Откуда берутся в тебе безмятежность и удовлетворение от жизни, если в мире происходит чёрт те что? Ты напоминаешь довольного кота, греющегося на осеннем солнышке. У меня так не получается. Вернее, со мной такое редко случается. Все в жопе, всем плохо, а он как солнечный зайчик.
+ Следуя твоей плохо пахнущей аналогии замечу, что и в общественном российском сортире, где насрано на полу, растекаются зловонные потоки, а над пирамидками кружатся радужные мухи, могут по исписанным матами и пошлыми картинками стенам танцевать солнечные зайчики. А по существу отвечу: нужно быть ближе к природе и дальше от мира-сортира, тогда можно пребывать в спокойствии, равновесии, ощущать внутреннюю радость от течения Бытия. Можно быть в гармонии с природой, но не с миром. С миром придётся договариваться или конфликтовать, под него подстраиваться или с ним бороться, в нём крутиться или искать убежище, и прочая. Мир жёстко структурирован, схематичен, формализован, а потому лишён текучести. Я сижу спокойно и расслабленно, потому что теку. А ты как сидишь? Место себе не находишь. Помнишь, Кастанеда описывал, как он искал "место силы" на веранде? А дон Хуан сидел на своём месте силы, и мог сидеть часами ни о чём не заботясь, не уставая.
- Намекаешь, что эта скамейка твоё место силы, а мне нужно поискать другое?
+ Места силы находятся в пространстве, ну так и внутри тебя пространство, там тоже можно поискать. Тогда твоё внутреннее солнечное пятно будет с лёгкостью находить солнечные пятна во внешнем пространстве, и, даже находясь в сортире, не испачкаешься. Но зачем там жить? Туда ходят по нужде. Есть ли у тебя нужда по солнечному свету? Кто-то видит лужу, а кто-то звёзды, отражающиеся в воде. Но и лужа способна послужить арт-объектом и вызвать чувство прекрасного. Нужно сидеть на жопе, а не в жопе. Жопа - часть естества, но использование этого определения в речи интеллигентного человека звучит как вульгаризм. Сравнивать мир с жопой или помещать его туда значит вызывать когнитивный диссонанс. Возможно, в такой сранный способ ты пытаешься быть ближе к природе. Сравнить мир с дурдомом или бардаком гораздо логичнее. Как учит дзэн, на жопе сидеть удобней, чем на голове. Твоя позиция, дядя Ваня, неустойчива и вызывает напряжение.



- Мир один на всех, это общее пространство.
+ Это общее заблуждение. Пространство единое для всех, а мир не один, не единственен, миров бесконечное множество. Выбирай любой. Создавай такой мир, какой тебе нравится и находись в нём. Мир есть набор представлений и отношений. Он конструируется, в отличие от природы, которая является данностью. В мире существуют правила и ритуалы, как нужно принимать пищу, для этого есть посуда и столовые приборы, ими учат пользоваться. Но у каждого из нас свой набор посуды, индивидуальный. Да, он изготовлен не нами, а куплен в магазине, что не делает нам чести, но ведь мы определяем, чем нам есть и из чего. И только Диоген имел силу и мужество отказаться от посуды вовсе, выбросив миску, и подражая собаке пил воду из ручья. Дзэн-буддист носит с собой чашу для подаяний и еды, и моя чашку думает о чашке, а Диоген вытер ноги не только об Александра Великого, но и об дзэн-буддистов.
- Да ладно тебе придумывать сказки. Мир создали до нас, для нас он тоже заданность.
+ Ну, раз так, то и живи в этом мире. Ты его принял, подписал мировой договор? Тогда откуда недовольство, страхи, беспокойство, уныние?
- Мир не совершенен, в нём существует несправедливость, неравенство, насилие и греховность человеческая. Его нужно постоянно переделывать, стараться улучшить. Люди страдают, много зла творится.

+ Кто же его должен и будет переделывать?

- Каждый должен. По идее. Но на деле этим должна заниматься власть - социальным мироустройством. Оформлять мир должны люди искусства, а объяснять философы.
+ Так разве ж люди не пытаются его улучшать? Тысячи лет улучшают, меняют шило на мыло. А всё равно недовольных много. Твои думы, наверное, о том, что с миром не так. Так?
- Да, вокруг этого. Вообще-то меня мучали вопросы. Возникает много вопросов к власти. А задать их не могу. Это и гложет.
+ Власть и должна отвечать на вопросы людей, помогать им решать общие и личные проблемы. Боишься, что ли, что останешься без языка?
- Задай им честные вопросы и можно остаться без головы. Боязно.
+ Здраво. Тогда помалкивай. Ааа, так ты это, пиши! Не в бюрократические инстанции и силовые структуры, а в стол пиши. В стол, чтобы не упереться лбом в ствол. Ты же пишешь, вот на бумаге и формулируй свои вопросы. Заодно и ответы поищи. Власть всё равно соврёт. Чем занята власть? Ворует и врёт. Она и народу врёт, и тем, кто выше в государственной иерархии. Она и у народа ворует, и у государства. Любая власть, всегда и везде, так что я никого конкретно не имею в виду. Поэтому и во власть не иду, брезгую.
- Это ты гонишь на власть. А она может быть разной, не только плохой. Иногда что-то строит, защищает, порядок в обществе поддерживает, о людях, опять же, заботится порой.
+ Это ты сейчас о той жопе, которая творится в мире, с чего ты и начал? К чему и куда привела мир власть, обобщённая мировая власть? К пропасти? В тупик? Хорошо ли тебе живётся? Избавься от чужой власти над собой, доверься Пространству, Провидению и Милости. Взамен власти обретёшь любовь, глядишь и полегчает, и жизнь начнёт налаживаться.

- Ты меня снова переключил на другую волну. Были у меня вопросы к власти, теперь говорим о власти как таковой. И я даже стал на позицию адвоката власти.

+ Вместо стучания по барабану в заданном ритме, предложил тебе волну - звучание флейты. Ощути себя как морская волна, ветер, птица и рыба, чёлн с парусом, почувствуй свою мелодию в симфонии природы.



- Совсем без власти нельзя. Власть - это насилие, но она предлагает и привносит закон и порядок. Противопоставление власти - безвластие, анархия, вот тогда произвол, вседозволенность, что кажется мне ужаснее диктата власти.

+ То, что обычно называют безвластием - это не полное отсутствие власти, а частичное, это слабость власти и её бездействие, когда существующая власть декларируема, но не обладает силой и не владеет ситуацией. Поэтому мир никогда не остаётся без власти, просто она переходит из рук в руки, как знамя, и как инструмент подчинения. Когда власть отсутствует напрочь, тогда мир заканчивается и общество возвращается назад к природе - не к законам и правилам, а к праву сильного, ловкого, хитрого, что не более ужасно, чем находиться в мире, зато честнее и естественнее. Говорить об этом можно, но ждать при нашей жизни бесполезно кардинального изменения мира. Человечество вернуть в природу получится только насильственным и извращённым способом - ядерным конфликтом сверхдержав. А мы же хотим не этого, стремимся не к этому. Поэтому возвращаться в природу нужно естественно, добровольно и разумно, малыми группами и поодиночке. Религия - тоже власть. А вот религиозное чувство - это выход из-под власти и вход в любовь. В мире нет любви, если он построен и держится на насилии, но в мир возможно привносить любовь. Тот, кто верит, ждёт и любит, живёт в другом мире, чем тот, кто ненавидит, боится, стяжает и ропщет. Ну, право, Иван Петрович, прописные истины тебе доношу.

- Благодарю Пётр Иванович, в очередной раз наставил меня на путь, вместо вздохов я получил вдохновение. Ах ты ж, солнечный зайчик!

+ Есть такая шутка: не будь унылым говном, будь весёлой какашкой. В тему. Начни с этого изменения, Иван Петрович.

«Луч солнца золотого

Туч скрыла пелена.

И между нами снова

Вдруг выросла стена.

Всё пройдёт, наступит утро ясное.

Знаю счастье нас с тобой ждёт.

Всё пройдёт, пройдёт пора ненастная -

Солнце взойдёт!»

16-17.10.22



Религиозное, врать и воровать, Власть, Размышление на свободную тему, бытие, Общество, Любоф, Настроение, Природа, Общение

Previous post Next post
Up