Диалоги Ивана Петровича и Петра Ивановича.
Беседа 4.
- А знаешь ли, Пётр Иванович, ты давече говорил о том, чтобы я, если уж приспичит поговорить, а не с кем, изливался на бумагу. Я тогда умолчал, что пользуюсь этим способом опустошения ума и выплеска эмоций. Так что, признаюсь, грешен, эпистолярничаю. Прям потребность какая во мне возникла, или болезнь, вроде писчего зуда. Сродни самоудовлетворению.
+ Ну так что же, и пиши, если себе в удовольствие и успокаивает. Вреда от этого никому никакого не будет. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
- Оно-то так, но ведь я немного усугубил. Не только пописываю, но имею смелость публиковаться - выкладывать текст на всеобщее обозрение. Понимаю, что глупая затея, не имея писательского таланта, не обучившись ремеслу, и не набив руку, не оточив перо до уровня мастерства, предлагать публике материал, годный, разве что, для внутреннего пользования. Короче, что если мы обсудим эти щекотливые моменты моего внутреннего мира? Может, что посоветуешь толковое, подскажешь по-приятельски, по поводу моего тайного влечения. Хорошо бы понять - это, всё-таки, онанизм или секс?
+ Онанизм - если сам с собой и для себя. Безоценочно, просто такая форма сексуального действия. Секс же -это приглашение партнёра и совместные действия для продолжения рода и вида, с получением в процессе акта обоюдного наслаждения. Варианты с применением насилия или извращений не рассматриваем. Онанизм относится к сексуальной жизни человека, являясь одним из проявлений сексуальной энергии. Он самодостаточен, но не плодотворен. Для литературного секса нужна пара - писатель и читатель. Но трахать кому-то мозги или дрочить на публику, худшая разновидность секса. Допустимо сравнивать писательство не только с половым актом, но и с приёмом пищи, и вообще любым актом. Но главное, всё же, таинство творческого акта, чтобы действие стало актом искусства, привнесло в жизнь людей красоту и смысл.
Если пишешь интересно, если есть читатели, то почему же не выложить написанное на литературных подмостках. Надо пробовать. Пишущей братии не счесть, вот кому честь выпадет быть читаемым и на кого слава упадёт, это по формуле не вычисляется. Хотя многие пытались составить формулу успеха, определить составляющие. Разве что задним числом можно определить, что поспособствовало тому или иному писателю стать известным. Нет, ну наличие таланта, или способностей, само собой разумеется. Главное ведь что?
- Что?
+ Есть ли тебе что сказать. Важно что?
- Что?
+ Почувствовать, или придумать, в какой способ выразить то, что тебя волнует, интересует, то, что толкает тебя к самовыражению.
- Вот жешь, мне с этим сложно. А всё же, что-то получается. Хорошо ли, плохо ли, или обычная посредственность, того определить не могу. Чтобы оценить текст, нужен читатель, способный вынести свои суждения, оценить, дать обратную связь. С текстами у меня проблем нет, они удивительным образом мною создаются, и в большом количестве, а вот с читателями загвоздка, с этим всё неоднозначно.
+ Как я тебя услышал, есть несколько камней преткновения на твоей писательской стезе. Но поскольку капля камни точит, то ты своими словесными потоками орошаешь некую пустошь, надеясь часть её превратить в оазис, а на деле получается болотце, в котором тебе удобненько и безопасно подобно кулику петь песни о себе. Возможно, что некоторая часть потока устремится к подножию литературного Олимпа. Не столько, чтобы омывать слезами восхищения, преданности и благодарности стопы писателям-небожителям, сколько для того, чтобы прикоснуться к священным камням, возможно, нацарапать где-нибудь в уголке своё "здесь был имярек" или "я вас всех имел", приткнуться у одной из дорог и получать свою маленькую личную выгоду, хотя бы в виде порции тщеславия, если уж не будет известности, барышей и барышень, падких на знаменитостей. Всё зависит от того, как ты сидишь и зачем, как попрошайка, в ожидании подачки, или как монах, бесстрастно ждущий милостыни от прохожих, уверенный, что через них осуществится Милость свыше.
- Почему же не видишь меня орлом, парящим средь горных вершин, одинокого и свободного, который выше литературной суеты и тщеславия? Ты и текстов моих не читал, а уже судишь о моём таланте, призвании и увлечении, как о чём-то низменном. Насчёт мастерства и спорить не буду, сам признаюсь в дилетанстве. Вот так с размаху и усадил меня в болото.
+ Верно, не читал. Так ты и не предлагал ознакомиться с твоими "произведениями". Кстати, ты их называешь текстами, а что это по форме, стилю и содержанию? Рассказы, истории, статьи?
- Я не определился. Называю это размышлениями вслух, внутренними диалогами, больше напоминает дневниковые записи, только длинные и с добавлением простеньких художественных приёмов. Кой-кому из своих знакомых пытался читать, бросал ссылки на опубликованное. Их реакция, отношение? Чаще безразличие, им скучно и утомительно. Обсуждать эти темы со мной в живую согласны, им интересно, а читать не хотят.
+ Я не собираюсь бросать камни в твой писательский огород, а постараюсь указать на камни, о которые спотыкается твоя личность. А споткнувшись, она злится и ругается. Достаточно, что читаю тебя как книгу, на той страничке, где она раскрылась сегодня. Не тяну тебя за язык, он сам развязывается и плетёт речевые узоры, а я их считываю.
Итак, о камнях. Ты не спотыкаешься о желание, оно, наоборот, является той энергией, которая течёт в тебе и требует освобождения. С одной стороны, желать вредно, согласно Будде, ибо желание приводит к разочарованиям и жизни страданий. Даже те желания, которые исполняются. Есть поговорка - бойся исполнения своих желаний. А потому что не дано предугадать, как и чем оно обернётся. С другой стороны, желание - священное право личности, и мы часто в это понятие вкладываем гораздо больше содержания, чем непосредственно само желание. Там и жизненная энергия, и интерес с любопытством, и потребность, и тщеславие, и страхи. Наши желания ограничиваются желаниями других людей, условиями и обстоятельствами, входят в противоречие с другими желаниями и потребностями в нас. Камень выбора в том, чтобы определиться - нужно оно или нет? «Хочется» заставляет тебя писать. Пиши. А вот нужно ли это публиковать? Кому нужно, тебе или другим? Или, всё-таки, личности хочется опубликовать текст и тем заявить о себе, самоутвердиться?
- И как же определить?
+ Потенциальные читатели смогут обойтись без твоих текстов? Много ли они потеряют, возникнет ли в них ощущение потери, если они даже не знают о твоём существовании?
- Вряд ли это вызовет в них ощущение потери, если не будет моего товара на литературной витрине. Вполне могут обойтись. В мировой библиотеке уже столько книг, что никто не сможет их все перечесть, и только ИИ способен их пересчитать.
+ Так ты предлагаешь товар, выходишь на рынок с предложениями? А ты ориентируешься на рынке, изучил спрос?
- Мне не хотелось бы свои тексты позиционировать как товар. Но если проводить сравнение с рынком, то разве что, как штучный товар, эксклюзивный. Понимаю, что найти своего читателя/покупателя мне сложно. Писать - это потребность и желание, интерес и возможность к самораскрытию, самореализации. Публиковать - это разновидность желания, мне нравится способность изложения структурированного текста и способ заявить о себе посредством его публикации, а из потребности здесь только возможность получения обратной связи.
+ Есть ли читатели, и дают ли они тебе обратную связь? А почитатели?
- Затрудняюсь с ответом.
+ Значит, не читают. Но ты продолжаешь выкладывать и недоумевать по поводу обратной связи, оценок, мнений, замечаний. Так?
- Так. Скорее, просматривают, чем читают. Вижу, что есть просмотры, да и то, мало. На одном ресурсе три десятка, на другом до десяти, на третьем раз-два и обчёлся. С чем это связано непонятно. Когда-никогда получу дельный комментарий или лайк. Ощущение, что пишешь в пространство, но не читателям. Успокаиваю себя тем, что пусть пространство само всем и распорядится, расположит по своим местам. Может, моя окололитературная судьба такая - не иметь читателей, быть одиноким и непризнанным. Я не ропщу и не обижаюсь, просто порой недоумеваю.
+ Но ты же не перестаёшь писать из-за отсутствия обратной связи и внимания к своей авторской персоне?
- Продолжаю. Мне интересно. И даже, если по секрету шепнуть - я счастлив в процессе творчества, как оно во мне происходит. Есть чуйка, что всё замечательно, чудесно и гораздо значительнее, чем кажется на первый взгляд. Мой третий глаз видит гораздо более глубоко, далеко, восприятие более объёмнее, чтобы переживать о сиюминутных реакциях публики. Изначально было чувство, что пишу для вечности, а не для кого-то конкретно, даже если окажется в итоге, что я не очень талантлив и оригинален, и пишу по-дилетантски. Поэтому и спросил, почему же я не орёл, если вижу как орёл, чувствую себя парящим орлом?
+ А не нужны орлу, льву или змее подтверждения, кем они являются. Важна сама способность к полёту, возможность его осуществить. Что тебе, парящему в небесах, до писка мышей и суеты сусликов в норах, до блеяния овец на пастбищах и воя волков? Обозревай всю картину, доступную взгляду, и не озирайся. Пусть твои тексты отображают полёт орла, рык льва и ловкость змеи. Когда ты мудр, то наверняка чувствуешь источник мудрости, силы и вдохновения внутри, а не ожидаешь оценки. Когда индульгируешь, значит уже не орёл, а кулик на болоте. И песня тогда совсем другая. Вот дружеский совет - перед тем, как писать, помолчи, побудь в тишине; когда пишешь, не думай, наблюдай, как проявляется на экране ума текст; закончив писать, поблагодари того или то, кто или что творило через тебя. Ты пишешь не для себя и не для других, а ради Того, Кто или Что является Творцом, Творчеством и Творением. Ты есть творение, способен проявить творчество и чувствуешь связь с творцом. Дурень, каких аплодисментов ты ожидаешь от мира, зачем тебе хула иль похвала мира? Ты не писатель, что вероятно, но ты ПИШЕШЬ - а это невероятно. Чудо в твоей жизни, как и чудом является твоя жизнь.
- Благодарю тебя, Пётр Иванович, за мудрые и добрые слова. Сгармонизировал ты меня. Прям как духовный наставник отнёсся ко мне.
+ Рад, что был полезен. Ты, как монах-писатель, видимо, заслужил не только милостыню человеческую, но и Милость Божию. С Богом, Иван Петрович. Твори с Богом. Если совершаешь действие из нужды и с любовью, то результат не то, чтобы не имел значения, но он не будет беспокоить человека и усложнять ему жизнь, только радость творчества. В таком случае неизбежным будет и удовлетворение от результата, чувство исполненности вместо чувства нужности.
10 - 12.10.22