На конкурс пародий от bohemicus'a: Берахот по-габсбургски - I

Apr 11, 2013 21:50

Приурочена к 26 марта с.г. - дате Песаха в AD 2013.

Метки: felix austria, bohemia

Прага - город в высшей степени космополитичный, и как никакой другой подходит в качестве среды обитания вашего покорного слуги. Хороша она и тем, что регулярно открывает перед всяким желающим тайны, каждая из которых - готовый материал для романов Умберто Эко или Федерико Андахази. Сегодня одна из таких историй обнаружила себя совершенно неожиданно в месте, где даже такой искушенный и привыкший ко всему житель стольного града королевства Богемского, как автор этого ЖЖ, не ожидал встречи с ней. Я заранее прошу у читателей прощения за несколько затянутое вступление - оно необходимо для того, чтобы составить представление о многообразии загадок этого города.

Заметный след в истории столицы земель святого Вацлава оставила её еврейская община - о её покровителе и любимце пражан императоре Рудольфе я уже писал, история же голема и пражского раввина Иегуды Лёва бен Бецалёля известна, пожалуй, большинству читателей «Богемских манускриптов».

Сегодня верующие иудеи празднуют Песах, и, прогуливаясь в этот воскресный день, я не смог удержаться от того, чтобы не удовлетворить свое любопытство и не заглянуть в недавно восстановленный еврейский ресторан «У рабби Лёва» - старейший еврейский ресторан Праги (открыт он был в 1896 году), закрытый при во времена существования протектората Богемия и Моравия и возрожденный с помощью уже бывшего президента Чехии Вацлава Клауса.

Интерьеры ресторана, несмотря на название, вовсе не напоминают еврейские шинки, которые были в изобилии на территории Королевства Голиции и Лодомерии (выходцем из которого был создатель этого заведения Густав (или Гирш) Цейтлин), и выдержаны в стиле art nouveau. Кухня типична для хорошего ресторана в центре Праге с элементами еврейской специфики (сегодня блюдом дня был пасхальный барашек) и обязательным соблюдением кашрута. Но моё внимание привлекла не кухня, а фотография, висящая рядом с портретом первого хозяина этого почтенного места. Молодой человек с породистым лицом в форме гвардейских улан испытующе смотрел на посетителей. К сожалению, в сети я не нашел фотографий этого персонажа (несмотря на весьма примечательную биографию), но ошибиться было невозможно - настолько в этом лице угадывались фамильные черты Габсбург-Лотрингенов.

В наше «время трепа» правдой считаются байки о «старике Прогулкине» и о, прошу простить моих читателей за эту цитату (она очень ярко показывает уродливые стереотипы большинства жителей современной России об австро-венгерской монархии) «лужах эпидемийного поноса на вокзалах Вены» (простим убогому автору пасквилей о великих империях прошлого его убогость). Я часто говорил это и повторю еще раз - Австро-Венгрия была первоклассным и быстро прогрессирующим европейским государством первого ранга, и её правители были под стать ей. Принцип «не можешь предотвратить - возглавь» активно использовался Габсбургами, и если говорить о начале ХХ века, то Австро-Венгрии просто не хватило времени на реализацию этого принципа.

Пару лет назад я писал об эрцгерцоге Василе Вышиванном - несостоявшемся короле украинцев ( часть первая, часть вторая). Судьба же героя моего сегодняшнего рассказа во многом похожа на судьбу Вильгельма фон Габсбурга, но кое в чем она особенно экстравагантна даже на фоне судеб многих членов этого царственного семейства.

Карл Дезидерий Сальватор родился в семье эрцгерцога Леопольда Виктора (младшего брата эрцгерцогов Фридриха, Карла Стефана и Ойгена из Тешинской ветви) в 1893 году. Его отец был известным эксцентриком и сторонником пангерманизма, но его единственный сын радикально разошелся с ним во взглядах. Эта эпоха определялась модой на национализмы, симпатиями и антипатиями к различным народам. Её прекрасно иллюстрировало само многочисленное семейство Габсбургов - так, неслучайно дочь кронпринца Рудольфа (будущая «товарищ эрцгерцогиня») именовалась в семье венгерским именем Эржи, в то время как другой наследник двуединой монархии эрцгерцог Франц Фердинанд венгров определенно ненавидел, а из подчиненных австрийской короне южнославянских земель хотел воссоздать королевство Хорватию на равных правах с Австрией и Венгрией в рамках империи. Эрцгерцог Карл Стефан был завзятым поляком, а его сын (упомянутый выше Василь Вышиванный, кузен нашего героя) хотел стать королем украинцев. Казалось, у всех «австрийских народов» были свои покровители и будущие короли - как мы видим, Габсбурги и здесь были в ногу с эпохой. Но лишь один народ, притом самый лояльный, не имел своего, скажем так, августейшего патрона. И, как вы правильно догадались, это были евреи.

О евреях как о всемогущих разрушителях империй нагородили множество мифов, один другого забавнее. Один из них проиллюстрировал У. Эко в романе «Пражское кладбище», который был немного разобран на страницах «Богемских манускриптов» ( 1, 2, 3, 4, 5). Тем временем, именно евреи были наиболее преданны просвещенной и либеральной империи, которая охотно давала им возможность становиться врачами, адвокатами и офицерами. Об уровне симпатии чад Авраамовых к наследнице Священной Римской империи германцев свидетельствует хотя бы то, что в конце XIX века житель Вены Теодор Герцль мечтал о всеобщей ассимиляции евреев и их массовом крещении в водах Дуная (в последствие он основал Всемирную сионистскую организацию). Другой пример, хотя и относится к области фольклора, но зато хорошо иллюстрирует сложившееся в империи положение. Офицеры императорской и королевской армии за столом. Провозглашаются тосты: офицер-немец возглашает «За Германию!», венгр - «За Венгрию!», чех - «За Чехию!», поляк - «За Польшу!» etc. - и лишь офицер-еврей после всех произносит: «За Австрию!»

Все началось с дружбы шестилетнего Дези, как его называли в семье, с сыном садовника, которого звали то ли Шмуль, то ли Исаак - история не сохранила его имени. Отец его был не только пангерманистом, но и антисемитом - известно, что лорд Хьюстон Чемберлен гостил в их замке Гохюдешлосс в Каринтии, а его хозяин был активным читателем журнала «Остара» и, по слухам, даже вступил в Орден новых тамплиеров Йорга Ланца фон Либенфельса. Юный Карл Дезидерий, однако, отличался своенравным характером и продолжал дружить с сынишкой садовника, но втайне от отца. Когда тот узнал об этой тайной дружбе, Дези был собственноручно выпорот отцом и отправлен в Винер-Нойштадт - в кадетский корпус при Терезианской военной академии. С тех пор он сохранил ненависть к антисемитам и немецким националистам. В кадетском корпусе он сдружился с отпрыском австрийских Ротшильдов - барон Эдвард был двумя годами старше. Он был белой вороной в своей семье - в то время, как его братья продолжали трудиться над созиданием семейного богатства, Эдвард решил поступить в военную академию. Был он парией и здесь - даже несмотря на либерализм двуединой монархии, офицеры-евреи были скорее едва терпимым исключением в императорских и королевских вооруженных силах. Громкое имя, баронский титул и состояние не добавляли уважения к его носителю, и затем эти чувства были спроецированы и на эрцгерцога Дези. Это же уберегло эрцгерцога от гомосексулизма - об этом явлении я уже писал в рассказе "Эрцгерцог в вышиванке" - так как соученики не приняли в свою компанию двух друзей. Дружба Дези с бароном Эдвардом, таким образом, осталась только дружбой.

Из кадетского корпуса эрцгерцог Дезидерий переходит в Терезианум, а оттуда, получив заветное кольцо с написью A.E.I.O.U. (его получали все выпускники этого учебного заведения) выпускается лейтенантом в гвардейский уланский полк. Во время Первой мировой войны лейтенант, а затем - ротмистр Дези фон Габсбург командует сначала взводом, а с июня 1915 года - эскадроном, трижды был ранен. И, что уже кажется характерным в свете истории его кузена эрцгерцога Вильгельма, его эскадрон с августа 1915 года составлен исключительно из солдат и офицеров еврейского происхождения.

Это была первая война, где битвы на страницах печати велась столь же ожесточенно, сколь и на полях сражений. Одним из направлений работы австро-венгерских пропагандистов была пропаганда среди евреев, направленная на организацию отрядов, которые устраивали бы диверсионные акции в России. Российское законодательство, регулирующее жизнь своих подданных иудейской веры, несмотря на послабления времен первой русской революции, было еще достаточно строгим и вызывало недовольство не только евреев (массово шедших в революционные партии), но и «прогрессивной общественности».

О том, какую роль в этой «бескровной» войне сыграл наш герой, расскажем в следующий раз.

(Окончание здесь: http://jolly-brick.livejournal.com/1979.html)

попытки

Previous post Next post
Up