Из серии «Театры Москвы»
* Продолжение.
Кинотеатр «Форум», Москва
В начале я писал о том, что не любил посещать типовые советские кирпично-стеклянные кинотеатры, похожие друг на друга как однояйцевые близнецы, и различать их можно было только по названиям. Но оставались еще в Москве кинотеатры, носившие в имперском прошлом гордое имя электротеатров, одним из которых был «Форум», один из первых трех электротеатров столицы (другие - «Художественный» и «Колизей»). Из этой исторической троицы первопроходцам сейчас функционирует, именно как кинотеатр, только «Художественный», Колизей» еще в 50-е годы превратили в знаменитый театр «Современник», «Форум» же еще в бытность градоначальника Ю.М. Лужкова передали в аренду малому предприятию «Алла», принадлежащему певице Алле Борисовне Пугачевой для организации культурного центра. То ли примадонна отечественной попсы рассчитывала, что и ремонт здания ей должны были тоже финансировать из бюджета столицы, то ли с деньгами было трудновато, но здание так и простояло нетронутым более десятка лет, пережив пожар в 2002-м году, затем его разобрали вручную, оставив только фасад, но идея культурного центра А.Б. Пугачевой осталась нереализованной. Потом появился новый застройщик, который начал работы по возведению теперь уже культурно-делового центра, и как я понял, проходя недавно по Сухаревской, от былого помпезного вида имперских времен останется только фасад, а за ним уже виднеется остов возводимого офисного здания.
Но вернемся к тем временам, когда москвичи могли еще покупать билеты и смотреть фильмы в кинотеатре «Форум». На фасаде кинотеатра всегда висела большая афиша, в те времена каждый кинотеатр имел в штате художника, которые и рисовали их. Некоторые ограничивались только названием фильма, но некоторые создавали масштабные художественные полотна с изображением героев кинокартины, на афишах талантливых художников-актеры были вполне узнаваемы, на творениях менее талантливых собратьев- иногда было сложно опознать персонажей. О популярности фильма можно было судить по наличию хвоста очереди на улице. Кассовый зал располагался в правом крыле здания, имел относительно небольшие размеры, если фильм не был хитом кинопроката, то все желающие легко размещались в кассовом зале или вообще очередь отсутствовала, но если фильм пользовался популярностью, то змейка живой очереди заполняла кольцами все пространство кассового зала и по ступенькам спускалась на улицу. Однажды мы с другом простояли более часа зимой, чтобы просмотреть итальянскую комедию «Вендетта по-корсикански», фильм с неплохим черным юмором, который я и сейчас могу пересматривать без разочарования, в отличие от некогда популярных в СССР исторических боевиков с Жаном Маре. Итак, приобретя билет(а все кинобилеты были тогда бледно-синего цвета, отпечатанные на бумаге плохого качества), необходимо было пройти в левое крыло кинотеатра, где и был вход. Фойе «Форума» было просторным, облицованные гранитом стены, массивные колонны, лепнина на потолках с античными сценами, единственный кинотеатр пожалуй, где даже при аншлаге не было толчеи в фойе.
В «Форуме» был балкон в зрительном зале, по бокам располагались ложи, оставшиеся с имперских времен, билеты в ложи не продавались простой публике ( во времена СССР крупные чиновники и партийные аппаратчики получали специальные красные книжечки с отрывными талонами по которым можно было без очереди приобрести в спецкассе 2 билета на любой фильм в любом кинотеатре), там же работали переводчики, если проходил показ фильмов фестиваля или недели иностранных фильмов.
В подвале располагалась обширная курительная комната и буфет, интерьер также был помпезный-камень и лепнина, «Художественный» на Арбате имел более скромные интерьеры.В буфете на эстраде перед сеансом всегда играл небольшой джаз-бэнд из виртуозов предпенсионного и пенсионного возрастов, Чарли Паркера и Луи Армстронга не было в репертуаре, но играли достаточно профессионально.
Живой оркестр играл тогда еще только в главном кинотеатре столицы «Россия» на Пушкинской. В «Форуме» проходила и первая неделя французского кино в СССР в пятидесятых с присутствием самого популярного актера Жерара Филиппа, знаменитого Фанфана-Тюльпана, который по возвращении из СССР организовал показ в Париже советского женского белья, знаменитых панталон с начесом и был заклеймен, как антисоветчик отечественной прессой. «Форум» был моим самым любимым кинотеатром в Москве.
Кинотеатр «Уран», Москва
Неподалеку от «Форума» на Сретенке, располагался еще один кинотеатр, сохранивший в СССР название в честь древнеримского божества, это «Уран». В отличие от помпезного соседа в интерьер «Урана» не блистал роскошью, все было более чем скромно. Запомнилось фойе с недостаточным освещением и зрительный зал, вытянутый, почти без наклона, из-за чего детям зачастую была недоступна для обзора значительная часть экрана, особенно если впереди сидел рослый мужчина или дама в головном уборе внушительных размеров. Такой же неудобный для просмотра зал был в кинотеатре «Метрополь» в здании одноименной гостиницы. В виду описанных неудобств, я не любил посещать «Уран» и был в нем всего раз 5-6. Последним, что видел в нем был полнометражный японский мультфильм «Корабль-призрак», отец моего школьного друга повел нас в кино в период школьных каникул, которые совпали с его отпуском. Из сюжета мультфильма я узнал, что транснациональные корпорации в погоне за прибылью не остановятся ни перед чем, также было доведено до сведения советской пионерии о несомненном вреде для здоровья тонизирующих напитков западного производства (что является в принципе правдивой информацией и ныне подтверждено врачами-специалистами). Во второй половине 70-х «Уран» закрылся на ремонт, но открыт так более не был. Я не помню, что разместилось в здании после ремонта.
Продолжение следует...
Благодарю вас за внимание! Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста «Нравится» и не забудьте подписаться. Так вы не пропустите новые публикации и поможете в развитии журнала.