Декларация Будущего! 1.10.2015 (старое)

May 23, 2023 22:45


Этот документ состоит из 3 частей написанных в разное время от 6-7 назад до настоящего времени. Он описывает проблематику текущего момента и формализованное видение будущего - он продолжает опубликованный в апреле 2015 года документ - «Настоящее и Будущее России и Мира (социально-экономическая концепция)» - и дополняет его с точки зрения картины и вектора развития будущего.

Содержание

Часть I. Сказка о Сказке или Что такое Счастье (В качестве предисловия)

Часть II. 1 ответ на 6 вопросов (Или что меняется)

Часть III. Эпоха свободного творчества (или Будущее к нам пришло)

Часть IV. В качестве послесловия

Часть I

Сказка о Сказке или Что такое Счастье (В качестве предисловия)

Кто из нас не помнит то волшебное ощущение сказочного мира былин и народных сказок, которое у нас осталось с детства. Красочные события, которые там происходили, прекрасные герои, их необычные поступки и невероятные свершения. Кто помнит то бесконечно объемное, яркое и буквально ощущаемое на вкус пространство своего текущего бытия и каждого момента своего существования в детстве, когда необыкновенно длинен каждый момент и бесконечно масштабно каждое событие, когда твои мельчайшие поступки значительны и жизнь полна необыкновенных и невероятных приключений, открытий и откровений, невозможных для сколь-нибудь значимого прогнозирования и тем более предопределенности.

Кто скажет, на что жизнь наша похожа сейчас?



Наше будущее предопределено на столетия (прогресс), наша повседневная жизнь предписана сотнями и сотнями инструкций и правил поведения (законы, нормы морали, общественные стереотипы, рабочий распорядок), мы даже перемещаемся в пространстве по предписанным нам по линейке маршрутам: из дома на работу, с работы домой, с периодическими отклонениями в магазин, парикмахерскую, ресторан, кино, клуб, да и то в большей или меньшей степени запланированными общим образом и стилем жизни общества, которые также программируются, прогнозируются и даже систематически планируются всем обществом, отдельными корпорациями и государством на долгосрочную перспективу.

Действительно ли наша жизнь так детерминирована, кем? ... и зачем? Куда люди "запрограммировавшие" нас ведут? ... Или сама "Программа общества", которую мы давно написали нас "вперед" ведет? .... Не пора ли переписать программу? .... Или разобраться куда мы идем? ... и Зачем?

А как же сказка?

А сказка в детстве была в том что мы жили текущим моментом .... мы развивались и менялись вслед за событиями и своими поступками .... творчески сообразуясь с действительностью и самим собой. .... И это было счастье ("сейчастье") .... или то что было здесь и сейчас составляло весь мир и на самом деле воплощало глубину и замысел всей вселенной в одном моменте и в одной точке пространства. Мы полностью были погружены в Счастье и жили им ... нас еще не заботили мечты (меч там - нет меча и все), нас еще не беспокоила амуниция для осуществления наших невероятных замыслов и все что мы имели мы носили при себе и с помощью этого инструментария осуществляли свои невероятные свершения и проходили необыкновенные приключения, нас не туманили свои и чужие "благо"приобретенные иллюзии, мы не тратили все свои силы и средства на приобретение новых средств (деньги, материальные блага и предметы, статус, положение) и инструментария для своих будущих приключений, работая (осуществляя рабский труд) на других людей и чужие приключения, чтобы отработать свои средства, которые будут потрачены на обеспечение своего физического существования (еда, одежда, крыша, безопасность).

Предлагаю возвратиться в СейЧастье! ... Не откладывайте свое Счастье на потом, а то оно превратится в мечту (откладывание меча или действия на потом), и не перекладывайте на других - иначе оно превратится в рабство (превращение самого себя в средство для осуществления чужих планов).

Часть II

1 ответ на 6 вопросов

С определенного времени меня беспокоили несколько (шесть) аспектов жизни, которые никак не хотели складываться в единую картину бытия в моей голове. Но вот время пришло и они сошлись.

Первое, гармония человека и природы никак не могли сочетаться в моей голове с активно развивающейся мировой экономикой, с мегастройками и огромными промышленными объектами, отходами предприятий, свалками использованной продукции и мегаполисами, которые как воронки всасывают в себя человеческие и природные ресурсы, чтобы создавать новые и новые вавилонские башни из камня и стекла и отходы от человеческой жизнедеятельности. И чем выше стадия развития общества, тем природе в жизни человека остается все меньше и меньше места, она становится меньше, а та что осталась становится все более организованной и урбанизированный в парки, клумбы и парники. Абсолютной стадией такой экономики может стать один сплошной мегаполис размером с планету, который мы все могли видеть в фантастических фильмах о нашем будущем. Меня это удручало.

Но этого мало, сама промышленная система и экономический прогресс в том виде, в котором он существует, не может удовлетворять меня сами по себе, и это второе. Промышленные комплексы, урбанистические мегаполисы меняют жизнь человека под себя. Они заставляют человека каждый день передвигаться по на годы определенным для него шоссе, городским дорогам, линиям метрополитена, жить в «клетушках» квартир, обустраивать свою жизнь вокруг и в жестком соответствии с городской инфраструктурой по запланированным для них «свыше» планам застроек и в рамках запрограммированной маркетолагами товарной структуры. Тогда человек становится не субъектом жизни, а объектом успешного функционирования экономической системы и подчиняется технологическому механизму общества в виде личного автомобиля, домашней электроники, инфраструктуры и коммуникаций, которые он теперь обязан и обслуживать.

Так жить нельзя, но это еще не все. Все эти промышленные объекты весь этот технологический прогресс, все эти мегаполисы представляют из себя единую иерархическую систему, объекты которой мало того, что взаимосвязаны как паутина, они еще представляют из себя жесткую структуру, которая весьма инерционна для изменений, но более того ввиду своего громоздкого размера меняет общественную организацию согласно своей модели. И здесь идет третье: эта система требует для своего поддержания и развития выстраивание сложных социальных систем, крупных коллективов людей, работающий как единый технологический механизм для осуществления функционирования экономического объекта, будь то крупный завод, мегаполис или государство. Миллионам людей приходиться встраиваться в жесткие иерархические коллективы, которые выполняют далекие, зачастую абстрактные цели достижения рекордных показателей для индивидуумов, находящихся на вершине данной социальной пирамиды. Люди становятся винтиками данного механизма и живут его целями, задачами, чаяниями и прихотями. Данная социальная структура как взаимодействие по вертикали от безропотного исполнителя до недостижимого небожителя элиты не может устраивать современного человека. Эта система сжимает человека как тиски не только по вертикали сверху вниз, но и по горизонтали в рамках нашего узкоспециализированного профессионального экономического порядка. Что тут говорить какая тут речь о свободе: тебе сказали, а ты исполнил и стал в строй (встроился в систему).

Свобода, или четвертое. Чтобы данная система слаженно, а главное продуктивно функционировала нужен что? Правильно, план. И эти механистические организмы пишут долгосрочные планы своего развития, которые подчиняют всю свою работу и жизнь людей, которые находятся внутри данного организма, на годы и десятилетия вперед.  Есть цель, есть задачи, есть этапы их реализации, организация выполнения отдельных подзадач и вот уже человек как заводной апельсин потеет во благо статистических коэффициентов бизнес плана страны, корпорации или плана реализации абстрактной идеи общества. Жизнь человека детерминирована. Что делать?

Но ведь и общество не стоит на одном месте, многие говорят уже о конце индустриальной или промышленной экономики. Пятое: в двери стучится новая постиндустриальная экономика. Но вот одна проблема - она какая-то уж слишком виртуальная. Пощупать ее сложно: она записана в программных кодах файлов, которые лежат в компьютерных серверах и которая доходит до нас через интернет на компьютер, телефон или телевизор в виде видео-файлов, текстов, картинок или других форм информации. Ее вроде бы нет, но, как утверждают многие эксперты, корпоративные информационные системы повышают эффективность функционирования компаний, оперативная информация ускоряет принятие решений руководителями, да и в принципе человек, обладающий возрастающим объемов знаний, становится более дееспособным и даже самостоятельным. Более того, данная информационная революция (а это именно революция) объединила человечество в единое информационное целое, которое при ряде ограничений, все же меняет систему человеческих взаимоотношений и даже корпоративные механизмы функционирования. И здесь заговорили об экономике знаний и даже о новой экономике. Так новой или постиндустриальной? Виртуальной или реальной? Какой осязаемый вклад в жизнь человека она несет, что реального она человеку дает? Какие знания сейчас перед нами открыты и для чего?

И тут пора переходить к шестому. Мы долгое время жили в эпоху иллюзий и мечты, когда наше настоящее если не вызывало у нас отвращения, то лишь потому что мы его считали преходящим на пути к светлому будущему, будь то загробное царство или коммунизм, покупка автомобиля или высокий пост в компании. И вот будущее пришло: мы меняем одну машину на другую, меняем одну руководящую позицию на более высокую, передвигаем даты по достижению коммунизма, достигаем немыслимых масштабов благосостояния по сравнению с предыдущими эпохами и поколениями. Но счастье не становится ближе. По рейтингу счастья в мире лидируют развивающиеся страны, а в списке самых отстающих много развитых стран, часть из которых являются мировыми лидерами по потреблению антидепрессантов и самоубийствам, да и по уровню преступности. Что делать? С чего начать? Ответ будет дан в новой эре человечества, постиндустриальной эпохе, новой экономике и новой системе общественно-человеческих отношений - эпохе высшего интеллекта и единого информационного пространства (ноосферы).

Когда и что даст человечеству новая эпоха?

В первую очередь она нам даст ощущение счастья или «сейчастья», что значит, что счастье человека находится не где то далеко, через много лет и поколений, а здесь и сейчас.  И не надо строить промышленные комплексы, сложные общественные системы и иерархии только лишь для выполнения этих несбыточных планов иллюзорного будущего, не надо покорять природу и насиловать Землю для исполнения своих ненасытных желаний, а надо творить свою жизнь каждым моментом своего существования.

Часть III

Эпоха свободного творчества (или Будущее к нам пришло)

Новая эра уже началась. Это затрагивает каждого из нас и каждый мельчайших кусочек нашей жизни, сферу нашего существования, аспекты человеческих взаимоотношений.

Если кратко описать наше будущее, то оно будет характеризоваться свободой, счастьем и творчеством, а если конкретно и тезисно по практическим аспектам этих изменений, то это можно выразить таким образом:

1. Человек будет самостоятелен, ответственен и коллективен. Сейчас под эту категорию подпадает только часть человечества, если ты не самостоятелен интеллектуально, с точки зрения жизненной позиции, эмоционально, материально, то ты либо обуза, либо жертва - одно не лучше другого. Такой человек не свободен, не продуктивен, бесполезен для партнёрства (коллективного творчества), не может быть ответственным ибо не может отвечать даже сам за себя. После обретения самостоятельности с ответственностью и коллективностью станет проще и понятнее. Перечисленные пункты является синтетическими и подразумевают развитие множества человеческих качеств, знаний и навыков через систему комплексного технического и гуманитарного, общего и прикладного образования, культурного и морально-этического или духовного воспитания, но и этого мало, так как все это в конечном счете так или иначе сводится к вопросам развития и личностного роста конкретных людей и уровню их психологической и социальной зрелости. Вопросы обретения самостоятельности, ответственности и коллективности кстати также относятся и к самостоятельности государств и народов, их политической и экономической независимости (см. также пункт 6).

2. Окружающая среда - экологична, благоприятная для человеческой жизни, работы и творчества. Многое надо изменить в этом направлении. Производства станут экологичными, их продукция легко перерабатываема после использования. Качество среды обитания будет одним из важнейших факторов качества жизни. Это будет достигнуто путем постепенной повсеместной модернизации производства от крупных производств с очистными сооружениями и утилизацией мусора, использования чистой/возобновляемой энергии, легко перерабатываемых материалов до небольших мобильных автономных роботизированных производств различной экологичной продукции на автономных источниках возобновляемой энергии. Будут также меняться размеры городов и сама среда проживания людей - на место тесных магаполисов придут небольшие города и поселения, окруженные парками и садами.

3. Материальное обеспечение будет для всех доступным и достаточным. По сути это можно обеспечить и сейчас, но мешают многие социально-личностные и политические ограничения. Поможет этому в будущем, кроме изменения системы социально-экономических отношений (в отдельных странах и в мире в целом), развитие новых технологий производства (робототехника, 3D принтеры, автоматизированные умные производства, умные сети, умные дома, города и повсеместная автоматизация всего на основе умных машин, интернета вещей, их автономной работы и коммуникации), бережливое использование природных ресурсов (в том числе с/х, полезных ископаемых, пресной воды итд) и развитие новых источников энергии (термоядерный синтез, солнце, ветер, итд).

4. Бизнес все больше (и больше) станет не только и столько средством материально-сервисного обеспечения человека и самообогащения сколько местом творчества и самореализации. Для многих это уже реальность, но далеко не для всех. С решением вопросов 1-3 это будет все более и более очевидно для всех.

5. Государство и другие общественные институты управления, а скорее самоуправления, будут открытыми и саморегулирующимися, взаимодополняемымыми, а не взаимоисключающими друг друга. Все к этому постепенно движется. Государство - это один из традиционных и наиболее эффективных способов коллективной организации общества, который решает его ключевые задачи безопасности и защиты прав, свобод, собственности и интересов общества, определение и защиту правил игры, содействие развитию общества и его граждан. Со временем система управления государствами менялась от вертикальной и аристократической к более гибкой и представляющей более широкие слои населения. На сегодняшний день нет более эффективных и справедливых общественных механизмов способных обеспечить права и интересы общества на уровне сравнимом с государственным и врядли такие системы появятся в обозримом будущем. Локальные (местные) национальные общественные организации или политические партии решают отдельные целевые проблемы или представляют интересы только ограниченных групп населения. Международные общественные организации либо представляют интересы отдельных государств или групп государств, либо также как локальные организации решают специфические отраслевые, профессиональные или проектные задачи и проблемы. Что будет с государствами с развитием технологий повсеместной и открытой коммуникации между людьми, организациями и обществом и обществами в целом (за счет развития Интернет, социальных сетей и других средств коммуникации в рамках единой информационной среды), ростом самостоятельности (автономности), ответственности и горизонтальной самоорганизации (коллективности) граждан? Государство тоже станет более открытым для общества, более мобильным и гибким к изменениям происходящем в нем, в бизнесе, в национальной и международной социально-экономической среде. Новые общественные организации будут и шире и глубже взаимодействовать с государством и решать совместно с ним локальные и специализированные задачи и проблемы. Эти общественные организации будут сами и шире и глубже, иметь широкий национальный и межнациональный состав, достаточно быстро создаваться и быстро распускаться при необходимости. Вся система общественного управления в мире станет более гибкой, горизонтальной и интерактивной и высокочувствительной к взаимодействию с другими общественными организациями, отдельными людьми и отражению их интересов.

6. Человечество многообразным, а его отдельные народы/нации и государства будут равноправными и самобытными в своем индивидуальном и коллективном творчестве. Множественность и разнообразие мировых культур необходимы для гармоничного и эффективного развития мира, не говоря уже о счастье людей представляющих эти культуры. Для этого необходимы свобода/независимость и самостоятельность отельных государств, их равноправие. Некоторые будут тянуть одеяло на себя, но человек меняется и общества и государства тоже будут меняться (см. также пункт №1). Международная система не возможна без самостоятельности и ответственности отдельных государств, без первого как и без второго нормальная кооперация (или межгосударственный коллективизм) не работает. Проблемы с самостоятельностью существует, обретение многими странами суверенитета по-прежнему сталкивается с проблемами недопонимания как внутри этих стран, так и вовне. С ответственностью многих из самостоятельных стран тоже существуют проблемы.

7. Долгосрочное и среднесрочное планирование (государственное, общественное, научное, корпоративное, личное) будет также гибким, многообразным и многофакторным и что немаловажно более открытым и коллективным. Как далеко мы должны смотреть вперед? Каким долгосрочным должно быть наше планирование? 25 лет для 1 человека - это поколение, для государства - как 1 год жизни, для человечества - почти мгновение. От научно-популярной фантастики и идей романтиков-мечтателей до научно-технологических революций и описания социальных утопий один шаг, от социальных утопий до политических революций, гражданских войн или радикальных реформ - мгновение, долгосрочные планы одних реализуются для всех в мгновение ока, среднесрочные же планы жизни (на 5-10 лет) лишь детализируют в рамках более узких практических задач это долгосрочное планирование. Стихийно мы все планируем свое будущее (на день, на год, или на всю жизнь с различной степенью точности и уровнем формализации), в более жесткой форме это делают средние и крупные организации как частные, так и государственные. Сейчас пришло время сделать ревизию этих планов и изменение самой системы планирования в рамках нового понимания общественных и социально-экономических отношений и приоритетов в мире, для того чтобы предотвратить возможные катаклизмы от радикальных изменений и создать благоприятные условия для совместного созидания благоприятного для всех будущего.

8. Затем человечество сможет вступить в новую эру, характеризующуюся:

· Новой системой социально-экономических отношений, эпоху новых личностных и общечеловеческих задач (в тч задач покорения космоса, значительного продления жизни, телепортации и телепатии итд).

· Новым рывком в развитии науки и технологий - нет предела человеческому познанию, ремесленничеству и творчеству.

· Расцветом культуры и искусства, гуманитарных наук и знаний о человеке - здесь нас также ожидают немыслимые сейчас открытия.

Это только направление движения, реальность как всегда будет намного шире, богаче и интересней. Надо только двигаться вперед.

Часть IV

В качестве послесловия

Будущее НЕ-предопределено, его нельзя точно спрогнозировать в буквальном смысле слова - сказать что так будет и заставить (заставить!?, убедить?, заставить «поверить»?) других людей в это поверить, или хуже того (хуже ли?!) привести туда силком (не важно под каким соусом - «либеральным», «коммунистическим», «религиозным» или «прагматическим» - скрывается это «благонамеренное» будущее, благими намерениями выстелена дорога в ад). Зато его можно создать творческими усилиями отдельного человека в части его жизни и всего человечества в целом в отношении всего мира, а по сути создавать каждым своим действием здесь и сейчас (будущее оно - сейчас, оно сейчас и делается, и получается и осязается).

Сначала можно предложить будущее как цель, как видение, как повестку для развития и попытаться развивать все вместе. Да, таких повесток может быть много (возможно, их и должно быть много) и они не должны друг другу противоречить, а развиваться свободно, параллельно и гармонично (как условие) и со-существовать в рамках общей повестки.

Есть ли сейчас положительные повестки будущего? Некоторые считают что есть? Да? Можно ли считать такой повесткой прогресс ради прогресса, или лучше хорошего? Не уверен (смотреть части 1 и 2 про «Сейчастье» и «1 ответ на 6 вопросов»). Или наоборот торможение прогресса, потому что он имеет высокие издержки и негативную сторону (см. также заметку «Настоящее и Будущее мира и России»).

Здесь пока, по крайней мере, можно согласовать основные принципы (см. выше по тексту в третьей части заметки - «Эпоха свободного творчества»).

См. новое здесь:

Previous post Next post
Up